Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Зона стала ближе

Обозреватель «Газеты.Ru»

С момента, когда увидела первые фотографии и видео из Копейска, все время мысленно возвращаюсь к этой ситуации. У меня никакого объяснения, что именно меня так зацепило. Ведь ничего нового вроде бы. Не в первый раз восстают заключенные. Про беспредел в колониях вроде бы все известно. Но что-то же зацепило.

Может быть, эти фотографии как раз. Зэки на крыше и на вышке. Эти растяжки: «Вымогают, пытают, унижают». Они нашли способ донести информацию. На плакатах: «Нас 1500 человек», «Люди, помогите!». И даже не разбитые лица подъехавших к колонии людей на видео, а вот этот монотонный рассказ жены одного из зэков о том, как администрация вымогает деньги: 5 тысяч за передачу, три-четыре тысячи за свиданку.

Что-то такое произошло за последние годы, что «зона» стала ближе.

Никогда в жизни, так уж получилось, у меня никого там не было, за колючей проволокой. Во всяком случае, я об этом не знаю. Со словом «зона» не связана никакая моя личная история, и на моем веку историю моей семьи тоже миновала эта чаша. Я никогда не была правозащитницей. Последний раз в зону ездила во время перестройки — и в мужскую, и в женскую колонии — писала заметки. Хорошо помню старуху, которая там сидела лет сорок, то есть она там уже жила и нигде в другом месте жить и не смогла бы, наверное, которая мне сказала загадочно, качая головой: «Народ с воли не тот пошел». Меня поразило, что там есть свои критерии оценки происходящего за пределами огороженного пространства, они судят, в том числе по вновь прибывшим, о том, что происходит на воле. И, наверное, то, что происходит на воле, неминуемо отражается на том, что происходит в неволе.

Или тогдашний директор Бутырской тюрьмы, который мне говорил: «Вы, демократы, сейчас порвете меня на части, но я говорю: надо строить тюрьмы! Не могут люди, даже еще не осужденные, сидеть, как скотина, по 80 человек в камере. Это так многое говорит о государстве».

И я думала, что он же прав, мне вовсе не хотелось его порвать. Но ничего у меня там внутри при этом не ныло, как сейчас.

Может быть, это началось со Светы Бахминой. Она была первой «зк» уже в новые времена, уже вроде бы сильно постсоветские, про которую я точно понимала, что она сидит не за то, что совершила что-то незаконное, а потому что так надо тем, кто ее посадил. И если кому-то надо, то на все плевать. Должна сидеть. И это проштамповано судом.

Это сегодня уже стало общим местом — за что сажают и за что не сажают, кого и как сажают, а кого и не думают сажать. На днях я увидела тест в журнале Esquire — десять процессов, десять приговоров, судите сами, вынесите свой приговор. Я сделала наоборот: угадывала, что решило государство. И угадала в 8 случаях из десяти. Это кошмарная угадалка, скажу я вам. Ничего общего с правосудием не имеет.

В зоне оказались люди, которых я знаю лично. Не только юкосовцы. Муж моей подруги Оли Романовой. Да даже эти девочки из Pussy Riot уже как хорошие знакомые. Я боюсь узнать, что там окажутся эти ребята, которых судят по 6 мая. Случилась куча всяких историй, о которых мы знаем, спасибо «Руси сидящей» и соцсетям, когда людей осуждают ни за что и отправляют в зону. И куча других историй, где просто не может не быть жесткого приговора, а он оказывается штрафом или условным.

На некоторых судебных процессах я была и понимала, что результат заказной.

Я перестала верить судебным решениям. Я не знаю, кто сегодня сидит в зонах. Я не знаю, кто стоит на крыше этого барака в Копейске. Все ли они преступники? Все ли справедливо наказанные?

Да даже если предположить, что все. Наказание — это лишение свободы. Все остальное, что им там достается, зависит от степени извращенности и жадности представителей государства. И надо, видимо, сильно постараться, чтобы зэки захотели «черной зоны», власти блатных, лишь бы не ходить под представителями государства.

Зайдите любопытства ради на форум «Красные и черные зоны», там бывалый народ рассказывает о преимуществах «черных» в сравнении с «красными».

«Зона» перестала быть чем-то абстрактным даже для меня. Она так тесно переплелась с волей, что я не знаю, кто хуже — те заключенные, кто стоят на крыше в Копейске и просят о помощи, или те вертухаи, которые вымогают деньги и вызывают ОМОН, чтобы навести порядок и продолжать вымогать и дальше.

Уровень аморальности происходящего в государстве достиг такого дна, что ад кажется подарком. Копейск — это миниатюрная копия беспредела, ставшего нормой жизни в стране. Верхняя коррупция по вертикали спускается до уровня вертухаев: все можно. Там миллионы долларов, тут тысячи рублей, которые требуют с баб, оставшихся без мужиков, выкручивающихся, воспитывающих детей.

Лагерная система, действующая со сталинских времен, могла впитать только тут душок современности, который есть, и, впитав, превратилась в совершеннейшего урода.

Это довольно опасная ситуация, когда недоверие вызывают все системообразующие институты государства: не веришь суду, прокуратуре, Следственному комитету, полиции и даже уполномоченному по правам человека. Два юриста 12 лет правят страной. Это, конечно, колоссальное достижение. Копейск кажется прообразом того, что ждет в целом страну, все государственные институты которой пронизаны цинизмом, воровством и коррупцией. Вымогают, пытают, унижают. Это разве только про Копейск? Отсюда и это щемящее чувство, когда смотришь на фотографии оттуда и слушаешь свидетельства. От предчувствия взрыва. От понимания, что уже накоплена критическая масса «действий, переходящих всякие рамки писаных и неписаных правил», что, собственно, и есть беспредел.

Новости и материалы
Взрывы прозвучали во Львовской области и Днепре
Российские авианаводчики успешно передали цели штурмовой авиации
Каждый третий россиянин пользуется общественным транспортом в путешествиях по стране
Стало известно об уничтожении французских агентов в зоне СВО
Российские войска подавили более 10 БПЛА над Кубанью
«Ванкувер» Михеева и Задорова повел в серии с «Нэшвиллом»
Эвакуационная машина для танков Abrams досталась бойцам ЦВО как трофей
За карьеру в Минобороны Иванов купил дом в 1500 «квадратов» и ЗИС
Российские снайперы помогли сбежать из Часова Яра беженцам
Поволжье ожидают жаркие выходные
Названа неожиданная локация, где россияне собрались проводить майские
«Вашингтон» Овечкина потерпел третье подряд поражение от «Рейнджерс» Панарина
Маск обратился к Белому дому по поводу Украины
Булыкин одним словом оценил игру ЦСКА со «Спартаком»
Стало известно, почему ВСУ отказались от использования Abrams на фронте
Стало известно, сколько стоит пожарить шашлык на майских праздниках
Россиян предупредили о возможных нарушениях при готовке шашлыков
В России заявили, что США перешли рамки дозволенного
Все новости