Торможение автомобильного патриотизма

Падение продаж ВАЗа в начале 2007 года – плоды усилий исключительно оборонной dream team, которая отметилась назначением родственников на ключевые позиции, раздорами внутри себя, скандальными разрывами с поставщиками и партнерами

Результаты отечественного автопрома в начале этого года оказались удручающими. Продажи российских автомобилей не растут, а у традиционных производителей — таких, как «АвтоВАЗ» или ГАЗ, — стремительно падают. Если так пойдет и дальше, реформу отечественного автопрома следует признать не самой удачной.

Как пишут «Ведомости», ссылаясь на отчет «АСМ-холдинга», в первые месяцы года «АвтоВАЗ» (выпускает «Лады») снизил отгрузку машин на 20,5% — до 187 132 штук, ГАЗ («Волга») — на 31,9%, до 10 240 штук, и СеАЗ («Ока») — на 56%, до 1773 штук.

Падения производства отечественных машин в целом не произошло исключительно за счет роста на сборочных предприятиях иностранных концернов.

«Автотор» (модели «Чери», «ДжиЭм» и др.) увеличил продажи в 5,7 раза — до 26 506 штук, «Автофрамос» («Рено Логан») — в 2,4 раза, до 20 276 штук, «Форд» («Форд Фокус») — на 59,5%, до 22 294 штук, «GM-АвтоВАЗ» («Шевроле Нива» и «Вива») — на 27,4%, до 15 909 штук, «Ижавто» («Киа Спектра» и «Рио») — на 26,7%, до 20 060 штук, ТагАЗ («Хёндэ Аксент» и «Соната») — на 6,3%, до 14 646 штук, УАЗ — на 4,6%, до 8885 штук. В результате объем продаж автомобилей российской сборки снизился всего примерно на 700 авто, практически оставшись на уровне четырех месяцев прошлого года. Однако структура производства изменилась радикально: уже каждая третья из собранных в России машин — иномарка. Конечно, само по себе падение рыночной доли «АвтоВАЗа» не стало сенсацией.

Ясно, что по мере открытия новых производств доля традиционных будет сокращаться. Другое дело, что темпы этого сокращения стали неожиданностью, полагаю, весьма неприятной для правительства.

Не этих последствий ждали власти от реформы отечественного автопрома, затеваемой в начале первого срока Владимира Путина. Тогда, с одной стороны, были увеличены импортные пошлины на подержанные иномарки, с другой — транснациональным концернам предложили реальные льготы при открытии автопроизводств в России.

Почти пять лет назад, осенью 2002 года, почти одновременно вступили в силу новые пошлины, практически закрывшие импорт старых машин, и первые всеволожские «Форды» поступили в продажу. Это казалось вполне символичным — реформа была задумана для того, чтобы заменить импортные подержанные автомобили новыми отечественными, ну, во всяком случае, собранными в России со все возрастающей долей локализации.

Однако спустя пять лет начали проявляться совсем иные плоды реформы отечественного автопрома.

Да, подержанные автомобили почти не везут в Россию из Европы, зато их везут из Азии, точнее из Японии, где они праворульные. При этом дешевые новые иномарки местной сборки конкурируют не с 5-летними «Тойотами», как было задумано, а единственно с новыми же «Ладами». Причем конкурируют более чем успешно. Вполне возможно, что этим успехом они обязаны не только тарифной политике правительства или даже не только своим достоинствам. Полтора года назад подал в отставку казавшийся бессменным капитаном «АвтоВАЗа» Владимир Каданников. В течение нескольких следующих месяцев управление предприятием перехватила команда выходцев из «Рособоронэкспорта». И, в принципе, сейчас можно подводить первые итоги ее работы. Ясно, что итоги продаж первых месяцев прошлого года еще в значительной степени результат работы старой, каданниковской команды.

Продажи начала 2007 года — плоды усилий исключительно оборонной dream team, которая отметилась назначением родственников на ключевые позиции, раздорами внутри себя, скандальными разрывами с поставщиками и партнерами.

На фоне обнародованных наполеоновских планов — строительство нового завода двигателей, запуск сразу нескольких новых автомобилей за пятилетку и т. д.— все это казалось не таким уж важным. Пусть скандалятся, лишь бы шло на пользу дела. Не пошло.

Впрочем, конечно, еще рано списывать «АвтоВАЗ» со счетов. У предприятия и раньше случались кризисы сбыта, из которых предприятие выходило, достаточно умело используя маркетинговые приемы — премируя дилеров, снижая цены, проводя рекламные кампании и запуская кредитные программы. А порою ВАЗ просто выручали высшие силы — когда случались девальвация, выход приснопамятного постановления о пошлинах, забастовка в Корее и т. п. Возможно, у провидения и в этот раз припасено что-то специально для отечественного автопрома.