Тест для Собянина

Система власти в столице нуждается в кардинальной перестройке

Итак, у Москвы новый мэр. Полное отсутствие избирательной кампании, непубличность Собянина в последние годы не позволяют сделать хотя бы приблизительных выводов о его ближайших планах относительно управления Москвой. Смысла гадать нет: скоро сам Собянин, поначалу признавшийся, что у него «нет цельной программы действий», предоставит нам возможность судить о своей деятельности.

Интереснее поговорить о том, какие именно проблемы и каким образом ему придется решать. Это не подсказка новому мэру – просто часто говорят, что у оппозиции якобы «нет своих идей, одна критика». Так вот вам нехитрый набор мер первоочередного характера, без принятия которых ничего в Москве к лучшему не изменится.

Прежде всего, система власти в столице нуждается в кардинальной перестройке. Здесь практически полностью разрушено местное самоуправление – полномочия муниципальных образований смехотворно малы. 125 районов Москвы, каждый из которых по размерам тянет на средних размеров город, управляются назначаемыми сверху чиновниками, никак не отвечающими перед собственными гражданами, зато ежедневно принимающими решения по важнейшим вопросам непосредственного бытия своих территорий.

Разумеется, это не должно быть так.

Районные управы необходимо вывести из подчинения городской власти и создать на их базе полноценные органы местного самоуправления, главы которых напрямую избирались бы населением.

Необходимо ввести систему референдумов по местным проблемам, исключающих повторение историй с проталкиванием решений о вырубке лесов или точечной застройке через срежиссированные «публичные слушания», с последующими скандалами, протестами и волнениями.

Недостаточно сделать местную власть выборной – нужно наполнить ее финансовыми источниками, освободить от необходимости унизительных походов в префектуры за согласованием смет на содержание управ. Нужны решения о целевом перечислении в районные бюджеты поступлений по имущественным налогам и части подоходного налога.

Нужно кардинально сократить число московских чиновников, приближающееся сегодня к 25 тысяч человек: по числу региональных госслужащих на 1000 жителей Москва примерно вдвое опережает среднероссийские показатели. И это неслучайно: административно-разрешительная система в Москве глубоко проникла во все сферы жизни — здесь невозможно ступить и шагу без всевозможных согласований и одобрений. Разумеется, вся эта машина используется для блокирования конкурентов и предоставления преференций своим. Отсюда монополизм, сдерживание развития предпринимательства и гражданской инициативы. Этот Карфаген должен быть разрушен.

Ключевая проблема, которую Собянину придется решать, – непомерно раздутый и дефицитный московский бюджет. Он по масштабам сопоставим с бюджетом Нью-Йорка (около $43 млрд против примерно $50 млрд), но разницу в эффективности расходования городской казны, я думаю, вы видите сами.

Собянин уже начал высказывать в этом направлении правильные мысли. Но в основном, насколько можно понять, они сводятся к повышению доходов от аренды имущества.

Здесь и вправду есть над чем поработать: Москва, мягко говоря, не использует свои возможности по мобилизации доходов от сдачи в аренду земли и помещений. На 2011 год они запланированы всего лишь в сумме, ненамного превышающей $1 млрд (36 млрд рублей). Жалкие крохи для города с огромными ресурсами принадлежащих властям земли и коммерческой недвижимости (город, например, распоряжается более 44 млн кв. м площадей). Понятно, куда девается разница – оседает в карманах аффилированных с мэрией структур, зарабатывающих сверхприбыли на субарендаторах.

Если новый мэр Москвы захочет поискать, где в городе коррупция, то далеко ходить не надо – вот она, здесь. Кстати, немедленное решение о переводе системы сдачи в аренду городской земли и недвижимости только на прозрачную конкурентную основу в состоянии резко сбить цены на нее, способствуя всплеску экономической активности в городе: малый бизнес наконец-то получит открытый доступ к арендным площадям, без поборов и по приемлемым ценам.

Разблокирование доступа к земельным участкам под строительство жилья экономкласса через систему открытых аукционов создаст бум на рынке экономичного жилья в Москве и поспособствует решению жилищной проблемы, в отличие от времен Лужкова, когда строились в основном дорогое элитное жилье и коммерческие объекты.

Вот в этом и тест для Собянина: если повышение доходов московского бюджета от аренды помещений и земли будет сопровождаться переходом на тотальное прозрачное аукционирование, пострадают только коррумпированные чиновники. А если просто повышением арендных ставок – пострадают предприниматели и экономика города. Такая вот нехитрая вилка.

Еще одно важнейшее направление – разгром социалистической лужковской модели экономики.

Она весьма затратна, в том числе и для городской казны: например, проект бюджета Москвы на 2011 год предполагает потратить 220 млрд рублей по статье «Национальная экономика» — в процентном выражении это больше, чем тратит на экономику федеральный бюджет. Понятно, что в Москве условия для работы частного бизнеса несравненно лучше, чем в большинстве других регионов страны, – для чего же тогда тратить такие огромные суммы на субсидирование экономики?

Вот насколько «эффективно» работает государственная экономика в Москве: расходы столичного бюджета на взносы в уставные капиталы ГУПов запланированы на 2011 год в сумме 2,2 млрд рублей, а плановый доход от перечисления в бюджет прибыли ГУПов – всего 200 млн рублей. Неслабая «плановая убыточность» сектора госпредприятий. Все это хозяйство, разумеется, нужно как можно скорее выгребать поганой метлой, продавать или ликвидировать (там, где спроса на покупку неэффективных ГУПов не будет). Кстати, доходы от приватизации госимущества в 2011 году планируются на уровне смехотворных 5,5 млрд рублей, хотя у Москвы в собственности море ненужных активов.

Вообще огромные расходы Москвы на субсидирование предприятий поражают воображение. Например, на 2011 год только 14 млрд рублей запланировано на взносы в уставные капиталы различных компаний, необходимость господдержки которых (тем более в таких масштабах) вызывает крупные сомнения: авиакомпании «Атлант-союз» (5,2 млрд), Центральной топливной компании (4,5 млрд), телекомпаний «ТВ-Центр» и «Столица» (более 900 млн); пресловутого «Мосмедыньагропрома», пасеки в Калужской области (810 млн), санаторно-курортных комплексов, ГУПов. Если эти 14 млрд рублей перенаправить на надбавки к пенсиям, получится прибавка почти в 500 рублей в месяц.

При этом на дорожное хозяйство, плачевное состояние которого известно, планируется направить всего 38 млрд рублей – ничтожные 3% городского бюджета. Спору нет, систему финансирования дорожного строительства в Москве необходимо перестраивать с целью сокращения масштабов воровства и снижения удельной стоимости ввода автодорог. Но даже при всем этом ясно, что на дороги просто нужно направлять несоизмеримо больше средств.

Повышение доходов от использования городского имущества, прибыль от которого все эти годы разворовывалась прежним руководством города, плюс сокращение огромных ненужных расходов – все это позволит изыскать крупные резервы и для стимулирования экономического роста в городе, и для финансирования пресловутых социальных программ, которым при таком подходе не только ничто не угрожает, но и светят существенные прибавки.

Что касается развития дорог, образования, экологии, ЖКХ, архитектуры – я бы на месте нового мэра немедленно отстранил от этих проблем всякие там НИПИ Генплана и прочих административных монополистов и объявил бы открытые городские конкурсы на разработку лучших программ решения проблем в этих сферах. Ликвидировал бы всякие там «строительные комплексы» имени Ресина, монопольно решающие, что и где в городе строить (вы можете себе представить «строительный комплекс» подобного типа в Нью-Йорке или Лондоне?), и сосредоточил бы функции городской власти на грамотном планировании развития города с упором на привлечение частных инвесторов. В сфере ЖКХ аутсорсинг – единственно возможное решение: город тратит около 250 млрд рублей в год на субсидии коммунальному сектору, треть таких расходов в целом по стране, а по состоянию коммунальных систем Москва отстает от десятков регионов.

Вот такая вот краткая программа для Москвы. Способен ли будет Собянин на что-то подобное?