Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Хороший робот

Специальный корреспондент издательского дома «Коммерсантъ»

Поворотным моментом в жизни Арнольда Шварценеггера был не тот день, когда он решил баллотироваться в губернаторы Калифорнии, и даже не тот день, когда он придурковатым юношей с бицепсами приехал в Соединенные Штаты из Австрии. Поворотным в жизни Арнольда Шварценеггера был тот день, когда он решил не играть больше плохих роботов, а играть хороших.

Всякий молодой человек, особенно в переходном возрасте, обязательно хотя бы время от времени мечтает стать роботом. Юноша боится боли, а если ты робот, то можно менять себе старые органы на новые, как запчасти в автомобиле. У юноши астенический синдром, называющийся в простонародье ленью, а робот не знает усталости. У юноши робость и неуверенность по любому поводу, начиная с умения есть прилично ножом и вилкой и заканчивая способностью к соитию. А робот точно знает, что все у него получится. Наконец, юноша боится смерти, а робота можно раскатать по асфальту паровым катком, но если сохранился в голове у него микрочип, то жизнь продолжается. Мысль о бессмертии микрочипа попроще мысли о бессмертии души — и потому нравится юношам. Вот, собственно, почему всякий молодой человек мечтает время от времени стать роботом. По этой же причине всякий народ в инфантильности своей мечтает время от времени, чтобы им управлял робот, он же варяг. Подумайте хорошенько, что имеют в виду избиратели, когда говорят, что стране нужна твердая рука? Твердая в смысле железная? В переносном смысле или в прямом? И есть ли разница между прямым и переносным смыслом?

Проблема была только в том, что робот все-таки нечеловечный какой-то по сути своей, и, вообще, что это за фигня, что нами распоряжается машина. В литературе и кинематографе долгое время поэтому робот мог быть злым, смешным или жалким, но не мог быть героем, ибо героем может быть только человек или, в крайнем случае, животное.

Не слишком-то я большой специалист по фильмографии Шварценеггера и истории кино, однако же смею предположить, что «Терминатор 2» был великим изобретением. Выяснилось, что человеческие черты довольно легко имитировать. Иными словами, если робот будет шутить, помогать детям, нравиться женщинам и получать ранения в схватках с безжалостным врагом, то вполне может сойти за человека.

Я, если хотите знать, думаю, что «Терминатор 2» сам по себе есть гениальная предвыборная кампания и достоин внесения в учебники. В начале про робота все знают, что он железный болван, а в конце у него рейтинг больше, чем у Путина и Буша вместе взятых. В начале героиня считает робота убийцей и мерзавцем, а в конце хотела бы вступить с ним в отношения интимной близости, поскольку никогда в жизни не встречался ей мужчина, превосходящий по человеческим качествам эту обгорелую железяку.

История терминаторов доказала, во-первых, что у героя может быть сколь угодно криминальное прошлое, но это ничего, если только придумать складную историю про то, как сама же жертва его преступлений выросла, перепрограммировала гада и послала себя же защищать.

Во-вторых, выяснилось на примере Терминатора, что не надо быть добрым, а надо иметь добрую улыбку. Про Терминатора ведь точно известно, что он ничего не чувствует, но если он улыбается так, как будто чувствует, так вроде и нормально. Видимость от сути ничем не отличается.

В-третьих, придумался во время съемки Терминаторов, как, впрочем, и всякого другого голливудского кино, закон, по которому добро с кулаками должно быть послабее зла. То есть добр не тот, кто добр, а тот, кому злые люди своротили нос. Именно по этому закону и вырос рейтинг Джорджа Буша после 11 сентября.

В-четвертых, на примере Терминатора выяснилось, что железный болван с криминальным прошлым, симпатичной улыбкой, расквашенным носом и складной легендой о спасении человечества сам под этим соусом может совершать какие угодно преступления, и преступления будут не преступлениями, а священной войной.

В-пятых, и в главных, Терминатор доказал, что публика не отделяет экранного персонажа от реального человека. И парадоксальным образом люди, зазывающие друг друга в кино на том основании, что в новом фильме сногсшибательные компьютерные эффекты, едва погас в зале свет, начинают принимать компьютерные мультики всерьез.

Всякая избирательная кампания на том и строится, что в сердце избирателя любовь, смоделированная киношниками, ничем не отличается от всамделишной любви. Иди потом доказывай людям, что любимый их руководитель есть просто болван. Они ведь искренне любят болвана-то.

Автор – специальный корреспондент ИД «Коммерсантъ»

Новости и материалы
Защита зама Шойгу будет настаивать на передаче его дела ГВСУ СК
Дело об убийстве семерых человек в Херсонской области рассмотрит военный суд
В музее современного искусства «Гараж» в Москве проходят обыски
В России на 30% выросли цены на обслуживание автомобилей
Постпред России заявил о сложных отношениях с Западом в Организации по запрету химоружия
«Есть проблемки»: Ташуев объяснил свой уход из «Факела»
Смартфон оказался популярной альтернативой вибратору
Названа самая большая проблема загрязненных после чернобыльской аварии областей России
Айза рассказала об интиме с Гуфом после развода
Суд вынес приговор обвиняемой в совершении теракта в центре Стамбула в 2022 году
ВСУ ушли с передней линии обороны в Бердычах
«Корочка хлеба, маслице с сахаром»: Елена Борщева о скромных радостях детства
Россиянин выгнал собаку из будки, чтобы спрятаться в ней от силовиков
В сети обсуждают свадебный образ Дарьи Поверенновой: «Идеальное платье для невесты»
В Томске лишили свободы мужчину, который украл цветы, чтобы сделать сюрприз девушке
Финансист оценил, как курс рубля отреагировал на сохранение ключевой ставки
Защита попросила Мосгорсуд отменить арест Тимура Иванова
ВЦИОМ замерил уровень доверия россиян Путину
Все новости