Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Совещательный голос Господа

Специальный корреспондент издательского дома «Коммерсантъ»

Русская православная церковь выступила. Во вполне корректной манере выступила против введения удобных для налоговой инспекции номеров ИНН. «Зачем, — сказала церковь, — человеку номер, если у него уже есть имя?» Эта история напоминает мне немножечко мультик про умного ослика (или козлика), который посчитал каких-то мультяшных зверей, а звери на это обиделись: «Он нас посчитал!»
       Больше всего меня порадовала реакция либеральной интеллигенции на обращение православной церкви. Ох уж мне эти либералы! За одни сутки я услышал, не побоюсь этого слова, пять гневных речей о том, что церковь у нас отделена от государства, и пусть она не лезет, и вообще никто ее не спрашивал, и нечего вставлять Путину палки в колеса.
       Да что же вы, либералы, так любите Путина? Честное слово?
       По этому поводу я немедленно стал вспоминать, как ездил в Оптину пустынь писать очерк про иконописцев. Дело было зимой. Мы ехали на машине, а вместе с нами сидел на переднем сиденье веселый и толстый батюшка — отец Илларион.
       Ну и, конечно, мы немножко превышали скорость. И, конечно, рано или поздно за снежным кустом оказался спрятанный гаишник со своим измерителем скорости. И, конечно, он нас остановил.
       Я вышел из машины разбираться. Отец Илларион вышел просто размяться и подышать воздухом.
       — Нарушаете? — уточнил гаишник, посмотрел на отца Иллариона и добавил:
       — Вы же батюшку везете. Осторожнее надо.
       Я предложил гаишнику заплатить на месте штраф или дать взятку. Гаишник же странным образом от взятки отказался и аргументировал:
       — Я же не из-за денег вас остановил. Вы просто едете слишком быстро. Вы же в аварию попасть можете. А жизнь одна. Так что осторожнее, пожалуйста. Поезжайте.
       Я был потрясен. Один только вид отца Иллариона превратил гаишника в человека. При этом никакого присоединения церкви к государству не произошло. Батюшка никак не мог наказать гаишника за взяточничество, и начальству его не мог нажаловаться, и, вообще, понял бы, если бы бедный сержант содрал с меня несчастный полтинник детишкам на молочишко.
       И все же сержант не посмел. Отец Илларион просто сыграл там, на дороге под Козельском, роль сержантовой совести. Хорошая сцена, честное слово: стоит гаишник, машет палкой, останавливает машину — и вдруг оттуда выходит его совесть и смотрит: что ты, раб Божий, станешь делать? Другая история произошла в самом монастыре уже со мною. Меня поселили там в маленькой келье внутри монастырских стен. Предупредили, что курить нельзя, потому что разжигание табака, в отличие от разжигания ладана, есть не что иное, как воскурение дьяволу.
       Я в связи с этим бегал курить за монастырские стены, в священный лес. Была опять же ночь. Над рощей возвышалась огромная столетняя сосна с тройной вершиной. Эта сосна символизировала Святую Троицу. Прочие сосны вокруг символизировали святых и пророков. А всякий орешник и ольха в подлеске символизировали лжепророков, суеты, всяких ронов хаббардов и дейлов карнеги. А я стоял и курил.
       Вдруг из монастырских ворот вышел по своим делам незнакомый монах с худым и строгим лицом.
       — Как же вы смеете курить! — немедленно обратился монах ко мне голосом, не терпящим возражений.
       — Я же вышел за ограду, — попытался оправдаться я.
       — Какая разница, — монах вздохнул. — Зачем в стенах монастыря претворяться праведником и бегать грешить за ворота!
       В моей голове промелькнули разные аргументы о том, что я, дескать, пишу заметку про ваших иконописцев, то есть, в конце концов, вам же делаю рекламу, и можно было бы...
       Да-с, слово «реклама» явно уж как-то не подходило для разговора с монахом. Я извинился. Я даже исповедовался, рассказав доброму отцу Иллариону про свои грехи, включая курение в священном лесу.
       Самое главное, что ведь строгий монах не имел надо мной никакой власти. Я мог же развернуться, послать его подальше и уйти. Однако же не послал и не ушел.
       Церковь не имела надо мной никакой власти, кроме духовной. Церковь в лице строгого монаха просто олицетворяла мою собственную — да, да, да! — совесть.
       Ведь никаких властных полномочий не имеет Церковь, и когда просит называть людей по имени. Ведь ни армии у нее при этом нет, ни милиции, ни даже общественной дружины.
       Просто сознайтесь, уважаемые либералы, что всякий раз, когда вы обвиняете церковь в желании вмешаться в дела государства, на самом деле вы просто хотите, чтобы на законном основании, решением Государственной думы с одобрения Совета федерации и за подписью президента государство оградило светского человека от угрызений совести.

Новости и материалы
ВС России уничтожили пункты управления беспилотниками ВСУ в Херсонской области
МИД КНР предостерег США от пересечения красных линий
У Днепровской флотилии появятся новые боевые корабли
Квесты по русским фильмам откроются в 2024 году
Армия Израиля нанесла удар по объектам «Хезболлы» в Ливане
Экс-агент ЦРУ раскрыл план по поражению России
Аналитики рассказали, какие квартиры предпочитают покупать зумеры
В Пекине прошла встреча госсекретаря США и главы МИД КНР
ВСУ покинули позиции на одном из важных укрепрайонов в Красногоровке
Россиянам объяснили, почему нельзя сжигать прошлогоднюю траву на даче
Австрийский полковник заявил, что нехватка войск грозит ВСУ эффектом домино
Стало известно об искажении полной стоимости кредитов на финансовых маркетплейсах
Байден не интересуется действиями Трампа в судебных процессах
В Венесуэле сообщили, что страна считает себя частью БРИКС
Выяснилась причина, зачем родители нагружают детей секциями и проверяют их телефоны
Депутаты поделились идеями насчет отдыха на майские праздники
Белоруссия прописала в военной доктрине недопустимость нападения на другую страну
Солдатам ВС Франции обещают солидное вознаграждение за участие в боях на Украине
Все новости