В детстве Шамиль Басаев смотрел фильм «Бриллиантовая рука». Нравился он ему или нет — вопрос отдельный, но смотреть он его смотрел. Это кино часто показывали по Центральному телевидению, а также регулярно крутили в провинциальных клубах. Шансов отвертеться от просмотра «Бриллиантовой руки» у Басаева просто не было.
Во время службы в армии Аслану Масхадову приходилось закусывать рюмку водки столичным салатом. Или кусочком селедки. Офицеров-абстинентов в Советской армии не было, а столичный салат и селедка украшали собой любой офицерский стол.
Актер Ахмед Закаев читал газету «Правда». Избежать этого не удавалось ни одному советскому человеку. Возможно, Закаев не получал от этого чтения никакого удовольствия, но покупать и изучать главную газету СССР он был обязан.
Чеченцы жили по тем же законам и правилам, что и остальные граждане СССР.
Нет, конечно, о полной идентичности речи не шло. Северный Кавказ вообще специфический регион, а уж в Чечне местного колорита хватало с избытком. Правда, в Москве этого не только не понимали, но и не хотели понимать. Замышляя имперский, по сути дела, поход, инициаторы первой (да и второй) чеченской войны напрочь забыли о том, что уже в XIX веке рядом с офицером шел ученый, изучавший покоряемую территорию. В конце XX века, собственно, и выезжать на местность не надо — специалистов по Северному Кавказу с избытком было и в Москве. Хотя бы в Академии наук. Но только в 2000 году было решено обратиться к помощи специалистов. И то для того, чтобы вежливо выслушать и благополучно позабыть об услышанном.
Впрочем, даже без учета чеченской специфики задача федеральных сил упрощалось тем, что 10 лет назад, когда начиналась война в Чечне, им противостояли советские люди.
И русские солдаты, и чеченские боевики говорили на одном и том же языке, имели дело с одними и теми же советскими структурами (от КГБ до химчистки включительно), читали те же книги, смотрели то же кино. Служили вместе в армии, наконец. Для лидеров чеченских боевиков первого призыва Москва — это не просто населенный пункт, в котором живут Борис Ельцин и Павел Грачев. Столица советской империи была и для чеченцев, и для других народов СССР городом, в котором престижно жить всегда или хотя бы приезжать на время.
Бытовая и культурная общность должна была стать (но не стала) серьезным подспорьем в решении чеченского кризиса.
<3>Сегодня ситуация меняется. И не в лучшую для России сторону. Старых, «советских» лидеров чеченских боевиков постепенно сменяют «молодые волки». Это не только те, кто устраивает засады на дорогах или устанавливает мины. Это все, кому в 1991 году было от 7 до 12 лет. Для них Чечня, и правда, самостоятельное государство — другого они, по сути, и не помнят. Они почти не знают русского языка, и учили они его не по Пушкину, а по омоновским командам. Почти всю жизнь они жили на войне. Для них Россия — это синоним слова война. Они учились не в советских вузах, они, возможно, никогда не были в Москве, а если и бывали, то только для осмотра потенциального театра боевых действий. И если для предшествующего поколения боевиков Россия все-таки преемник СССР и в каком-то смысле бывшая родина, то для «молодых волков» большой северный сосед — враг и не более того. Враг, с которым можно не церемониться. Мы видели это в Беслане. И не хочется верить, что список примеров может быть продолжен.
Опасность «молодых волков», кажется, еще толком не осознана. Но чем дольше идет война, тем больше в ней участвуют «молодые волки». С ними найти общий язык будет намного сложнее. Потому что ни мы не хотим учить чеченский язык, ни они — русский.