Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Улицы и фонари

Российская публичная политика окончательно переселилась на улицу. Благо, погода хорошая.

По проспектам и площадям гуляют в строю участники движения «Наши». На улице около Мещанского суда протестуют против суда над Михаилом Ходорковским. Политтехнологи больше не нужны, главную нужду политическая общественность испытывает в тех, кто умеет организовывать акции прямого действия.

Такое, кстати, уже в истории России было. Начиная с 1988 и по 1993 год включительно фактор уличного митинга был не то чтобы решающим, но, по крайней мере, существенно важным в решении политических вопросов. Мощь «Демократической России» измерялась в количестве москвичей, которых ее лидеры могли призвать на Манежную площадь. Популярность «Демократического Союза» основывалась на бесстрашии его активистов, смело бившихся с ОМОНом при разгоне несанкционированных митингов.

Чуть позже, когда власть вроде как переменилась, на сцену вышли новые герои. Место «Демократической России» и «Демократического союза» заняли «Трудовая Россия», «Фронт национального спасения» и другие организации, всегда готовые «выйти на площадь в назначенный час». Год от года столкновения демонстрантов с милицией и ОМОНом или между собой становились все более ожесточенными. Финалом первого этапа уличной политики стал октябрь 1993 года.

После этого примерно на 9 лет политика ушла с улиц. Но не сама по себе, а благодаря негласному уговору всего политического класса: на улицах больше не воевать. Чревато. Об этом никогда никто ни с кем не договаривался, однако и побежденные, и победители твердо знали, что с неуправляемой толпой лучше больше не шутить. Коммунисты несколько раз в год проводили в столице многолюдные манифестации, однако ни разу у них не возникало никаких проблем с милицией. В том числе и потому, что в КПРФ относились к этим шествиям очень серьезно и самостоятельно санировали на время проведения мероприятия мало-мальски экстремистский элемент.

Сегодня практически все, кто играл хоть сколько-нибудь значимую роль в начале 90-х годов, уже не при делах. Выросло новое политическое поколение, для которого акции прямого действия не более чем одна из технологий политической борьбы.

Начиная с 2002 года, случаи столкновения манифестантов с милицией и ОМОНом стали снова входить в моду. Из тайников памяти всплыл термин «несанкционированный митинг». Началось все с молодежи, однако к 2005 году в акциях прямого действия с удовольствием стали принимать участие и более пожилые политики.

Чем меньше возможностей для политической самореализации остается вне улицы, тем больше событий происходит на ней.

<1>Для оппозиционных либеральных партий уличные бои, которые ведут их активисты, стали чуть ли не единственной возможностью напомнить о себе. Не считать же за политику бдения в комитете-2008! Оппозиционным коммунистам и патриотам вроде бы попроще, поскольку они представлены в Думе, однако современная парламентская практика и их отправила на улицу. В ту же игру играет и власть. Кому интересна «Единая Россия»? Никому кроме сотрудников ее аппарата. А вот манифестация «Наших» сразу привлекла внимание и вызвала ожесточенные дискуссии о том, что это за штука такая. Равно как и настоящую славу «Идущим вместе» принесли именно пикеты против «порнографов».

И тут необходимо понимать, что, привычка к политике прямого действия, придя раз, остается навсегда.

На самом деле, это две разные профессии, два разных вида спорта: уличный заводила и политик. Тому, кто привык обращаться к дружелюбно настроенной толпе единомышленников, сложно потом спорить с оппонентами или даже искать с ними компромисс, который является основой и смыслом любого политического процесса. Тот, кто умеет выстроить колонну и провести ее по улице (это ведь отдельная наука), обычно не может написать закон. Не случайно, что никто из героев Манежной площади начала 90-х годов впоследствии проявить себя не смог: ни в выборных кампаниях, ни в парламенте, ни где-либо еще. Так же, как не смогли проявить себя и лидеры антиельцинских манифестаций.

На самом деле, уличные заводилы рано или поздно приходят к выводу о том, что только их дело настоящее, только их метод правильный и только так и надо заниматься политикой. И даже если предмета для борьбы нет, а площадки для реализации политических амбиций появились, уличному заводиле лучше будет в привычной среде обитания. И для него важным будет сделать все для ее сохранения, пусть даже необходимости в этом не будет, а погода испортится.

Новости и материалы
В России учрежден новый профессиональный праздник
В Енисейске мужчина спас тонувшего в ледяной реке ребенка
«Говорить о невезении — для неудачников»: россиянин из НХЛ о вылете клуба из плей-офф
Лукашенко понадеялся на воссоединение народов России, Белоруссии и Украины
Полина Лазарева заявила, что без Быкова можно было не снимать ее кинодебют
В Италии назвали «красные линии» НАТО для вмешательства в конфликт на Украине
Никита Ефремов рассказал об экстренной подготовке к роли Соловья-Разбойника
Французский полковник предупредил ВСУ о риске потерять Краматорск
Льготная ипотека привела к росту стоимости жилья в новостройках
Волочкова показала шпагат на Мальдивах: «По многочисленным просьбам»
Чехия сообщила о совместных учениях с США
Вода из Тобола внезапно пошла по старому руслу
Тренер клуба Второй лиги рассказал о зарплатах в дивизионе
Алексей Чадов получил иск за неоплаченный штраф
Житель Петербурга отправлял девочке откровенные фото и требовал такие же кадры взамен
Бывшую девушку Петрова засняли с новым возлюбленным
В Британии заявили, что Украине дорого обошлась задержка военной помощи
В Совфеде прокомментировали слова Салливана о наступлении Украины в 2025 году
Все новости