Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Время немой сцены

В России почти каждая предвыборная кампания вызывает в памяти тот или иной спектакль по мотивам мировой и отечественной классики.

Напоминаю репертуар политического театра за последние 17 лет. Начало девяностых годы прошло под знаком киплинговской «Книги джунглей» с Ельциным в роли Акелы. Нечаянно народившаяся демократия предстала в образе человеческого детеныша Маугли. Верховный Совет являл собой сборище бандерлогов. Хасбулатов – Шерхан, ну и т.д.

Выборы 1996-го – «Карьера Артуро Уи» с тем отличием, что победил не Уи. Старый президент Догсборо, все-таки, вылез из глубокой ямы и сохранил за собой власть. В 2000-м году играли бессмертную комедию «Горе от ума» с очевидным распределением ролей.

Ельцин – Фамусов, Софья – электорат, Чацкий – Явлинский, Зюганов – Скалозуб, Репетилов и Загорецкий – Жириновский.Путин – выступил в роли Молчалина. Роль последнего, как и в пьесе, оказалась самой выигрышной.

Та предвыборная кампания, что развернулась на экране телевизора в 2004-м году, временами напоминала компанию горьковской ночлежки из пьесы «На дне». Путин тогда уже был вне конкуренции. И, возможно, он стал режиссером-постановщиком того спектакля. На роли обитателей ночлежки в пределах Садового кольца пробовались Хакамада (Барон и Настя), Рыбкин (Актер), Миронов (Лука), Малышкин (Пепел). Сатиным, которому ничего не надо было в этой жизни, смотрелся Жириновский, подначивавший всех претендентов и философствовавший в свое удовольствие. Вся слава вместе с электоратом досталась режиссеру-постановщику.

А какую пьесу наши «артисты» дадут в сезоне 2007/2008? Вот вопрос вопросов. Еще пару месяцев назад мне представлялся он открытым. А теперь очертания набирающей обороты политической борьбы все более напоминают перипетии очень известного сюжета.

Когда Владимир Путин в сто двадцать пятый раз сообщил о том, что он уходит и стали накатываться одна за другой волны моления о даровании стране Третьего срока, у меня сама собой возникла ассоциация с памятной сценой из «Ревизора».

Это та сцена, где захмелевший Иван Александрович рассказывает о том, как его все столичные чиновники просили и умоляли принять на себя руководство неким крупным Департаментом.

Из текста пьесы следовало, что многие из генералов находились охотники и брались, но подойдут, бывало, — нет, мудрено. После видят, нечего делать, — к нему, к Иван Александровичу. Тот нет-нет, не могу, не буду. Тут 35 тысяч одних курьеров. Это меньше, чем 65 тысяч художников, но, все-таки…

Помню как по мотивам этой сцены импровизировал свой монолог Аркадий Райкин: «Ивансаныч, Ивансаныч, просим, умоляем… Нет-нет, не могу, не буду, никогда…».

Чтобы так захмелеть, не обязательно перебрать алкоголя. Довольно одного безмерного и безразмерного почитания и поклонения. Если по улицам скачут и скандируют: «Просим, умоляем…», то, как тут не потерять представление о реальности.

Решено: играем «Ревизора». Я бы предложил следующее распределение ролей.

Сквозника-Дмухановского могли бы сыграть Зубков, или Лужков.

Последний — как более опытный актер. Первый – как исполнитель в большей степени актер лояльный и управляемый; Зубков отсебятины, к которой, бывает склонен увлекающийся Лужков, себе не позволит.

Напомним, каким представлялся Гоголю его персонаж: «Городничий, постаревший на службе и очень не глупый по-своему человек. Хотя и взяточник, но ведет себя очень солидно; довольно сурьезен; несколько даже резонер... Его каждое слово значительно. Черты лица его грубы и жестки, как у всякого, начавшего тяжелую службу с низших чинов. Переход от страха к радости, от низости к высокомерию довольно быстр, как у человека с грубо развитыми склонностями души».

Что до меня, я бы отдал эту роль Юрию Михайловичу. Мы, зрители, его лучше знаем как актера и его легко представляешь во всех коллизиях пьесы.

Кроме того, в Городничем уездного городка поражает уровень компетенции. Упущений в хозяйстве полно, но о них Сквозник-Дмухановский ведает лучше всякого аудитора, предположим, Счетной палаты. Он до тонкости их знает.

Он знает, что больные в богоугодных заведениях походят на кузнецов и курят крепкий табак, а колпаки на медработниках грязные. Он в курсе того, что в присутственных местах сторожа развели домашних гусей с маленькими гусенками. От его зоркого взгляда не ускользнула такая, казалось бы мелочь, как то, что в кабинете у судьи Ляпкина-Тяпкина над шкафом с бумагами висит арапник, выдающий в хозяине страсть к охоте. Знает, что тот берет взятки исключительно борзыми щенками. И насчет заседателя, от которого пахнет так, будто он только сейчас вышел из винокуренного завода, ему известно. И насчет учителя, показывающего ученикам зверские гримасы, ведомо. Вот, что значит настоящий хозяин города.

Я положительно вижу в этой роли, прежде всего, Лужкова. Хотя почему не Зубков? Впрочем, режиссеру-постановщику виднее. За ним последнее слово.

Судью Ляпкина-Тпкина могли бы сыграть в очередь большие юристы Устинов и Чайка. Дмитрию Медведеву подошла бы роль смотрителя училищ Луки Лукича Хлопова. Место попечителя богоугодных заведений Земляники занял бы Сергей Иванов.

На почту вместо Шпекина, про которого у Гоголя сказано: «Проныра и плут», можно было бы бросить Олега Павловского.

Бобчинский и Добчинский это, конечно, — Явлинский и Немцов. Они могут до исступления выяснять, кто первым сказал: «Э…», когда возникла угроза демократии.

Из Жириновского получился бы очень интересный Осип. Такого на русской сцене еще не бывало – помесь Ноздрева с Собакевичем. А не попробовать ли и Василия Ивановича Шандыбина? Тоже любопытный вариант.

Унтер-офицерскую вдову, которую выпорол то ли городничий, то ли она сама себя высекла, замечательно мог бы сыграть Эдичка Лимонов.

На роли Анны Андреевны и Марьи Антоновны можно было бы объявить кастинг. Вот хороший дуэт – Валентина Матвиенко и Ирина Хакамада. Но мне почему-то кажется, что здесь вне конкуренции оказались бы мама Собчак и дочка Ксения. Две блондинки, и обе в шоколаде. Их общество сильно поспособствовало украшению избирательной как кампании, так и компании. Обе «аппетитны», непременно подметил бы Иван Александрович Хлестаков, и потому они могли бы побороться за симпатии столичной штучки.

Прочие роли, по мнению автора пьесы, «не требуют изъяснений. Оригиналы их почти всегда находятся перед глазами».

И то правда:

наш политический истеблишмент являет собой набор типов на все возможные сценические амплуа. И на внесценические – тоже.

Как бы хорош был писатель Проханов в роли учителя «по исторической части». «Я раз слышал его, — вспоминает Городничий, — пока говорил об ассириянах и вавилонянах – еще ничего, а как добрался до Пятой империи, то бишь до Александра Македонского, то я не могу сказать, что с ним сделалось. Я думал, что пожар…».

С купеческой публикой, что пришла к Хлестакову с жалобой на городничего, вообще нет проблем. Если я правильно помню, Антон Антонович называл ее «иудейским народом». Так что бери олигархов и тащи их на сцену. Они все сыграют, как надо. Им и текст не придется учить. Им и о подношениях не надо напоминать.

Главная загвоздка, конечно, в Хлестакове. Не из-за того, что нет достойного исполнителя. Он есть, и все его знают. Дело за концепцией образа. От нее зависит концепция всего спектакля.

Что, если предположить, что Хлестакове не таким уж и был пьяным. И что он только притворялся оным…

Что, если допустить, что все им нафантазированное не было фантазией, плодом его воспаленного воображения… И что он натурально написал «Юрия Милославского», и с Пушкиным был на дружеской ноге. И что его действительно уговаривали возглавить крупный Департамент. И 35 тысяч курьеров скакало по улицам на самом деле…

Тогда другое дело. Тогда Хлестаков – это не штафирка, не тряпка, а это… ого-го. Тогда перед нами сразу два Хлестаковых. Один – актер, актерыч. А другой – Приехавший по именному повелению господин Инкогнито.

Немая сцена. И мы слышим шаги Командора. Все в обмороке. А входит опять же Хлестаков. Чинный, грозный. Далее по тексту:

«Извольте, господа, я принимаю должность, только уж у меня: ни, ни, ни!.. Уж у меня ухо востро! Уж я…».

У нас, по обыкновению, не как у людей: все происходит сначала как фарс, потом – как комедия, затем только в обозримом будущем – как трагедия…

Публикация продолжает серию политических портретов на фоне классической литературы вышедших в «Газете.Ru--Комментарии».

Новости и материалы
В Орловской области повреждена энергетическая инфраструктура
Мощный пожар с детонациями начался на складах «Новой почты» в Одессе
Один из поджигателей синагоги в Варшаве оказался подростком
Украинский дрон повредил линии электропередачи в поселке Поныри Курской области
Протестующие в Тбилиси пытались проникнуть в здание парламента 
Трамп обвинил Байдена в растрате средств на размещение нелегалов
«Боруссия» переиграла «ПСЖ» в первом матче 1/2 финала Лиги чемпионов
В Харьковской области произошел взрыв
В столице Нигера подняли российские флаги
Ученые нашли точное место раскола между Африкой и Южной Америкой
Спецназ полиции применил резиновые пули против митингующих в Тбилиси
ПВО уничтожила БПЛА над Брянской областью
В Африке Land Cruiser превратили в экстремальный пикап с пулеметом
«Зенит» обвинили в инертности после двух поражений подряд
Ксения Собчак показала винтажную сумку, за которой охотятся коллекционеры
США ввели санкции против сотрудников колонии, где умер Навальный
ВС России ударили по Одессе
Стилист Бородиной высказался об «отпускном тренде за тысячи долларов»
Все новости