Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Чертова дюжина Саркози

Саркози предложил учредить что-то вроде параллельного Совбеза, раз уж со старым Совбезом ничего сделать не удается

Если в дискуссию вокруг предложения французского президента принять в G-8 новых членов втянутся лидеры других держав, то разговоры об исключении из этого престижного клуба России умолкнут сами собой.

Президент Франции подтвердил свою репутацию самого деятельного изобретателя новых международных проектов. Его предложение расширить «восьмерку», превратив ее, по меньшей мере, в «чертову дюжину», путем приема Китая, Индии, Бразилии, Мексики и ЮАР, было в общих чертах поддержано главой российской дипломатии. Во всяком случае, названо «очень интересным».

Сочувствие официальной Москвы к идее Саркози объясняется отчасти и ситуативными соображениями. Если в дискуссию о приеме новых членов в суперклуб G-8 втянутся другие державы, то разговоры об исключении оттуда России умолкнут сами собой: параметры некоторых из предлагаемых новобранцев таковы, что любые претензии к нашей стране станут выглядеть вздорными придирками. Поэтому спор на данную тему выглядит полезным, даже и независимо от его результата.

Но кроме сугубо злободневных есть и интересы дальнего прицела. Россия уже и раньше соглашалась, и сейчас готова участвовать в нескончаемой дискуссии о реформе Совета Безопасности, подразумевающей принятие туда в качестве постоянных членов примерно тех же стран.

Вновь поддержав эту мысль, но, видимо, не особо надеясь на ее реализацию,

Саркози как раз и предложил учредить что-то вроде параллельного Совбеза, раз уж со старым Совбезом ничего сделать не удается.

Кто-кто, а уж мы из нашей домашней бюрократической практики хорошо знаем, что если учреждение не справляется со своим делом, то рядом с ним организуют еще одно, с тем же кругом задач. И нам же известно, что новая контора обычно терпит примерно такое же фиаско и по тем же приблизительно причинам, что и старая.

Существующий Совет Безопасности не принимает эффективных решений из-за несовместимости интересов его членов.

Как и у других международных структур, у него нет и не может быть собственной воли. Воля Совбеза – это сумма устремлений членов Совбеза, в первую очередь постоянных. Если эти устремления противоречат друг другу, то воли что-нибудь совместно предпринять – нет.

Точно с теми же проблемами столкнется и расширенная «восьмерка», которая даже и в нынешнем «узком» составе сколько-нибудь заметного влияния на мировые дела не оказывает. По определению, это чисто совещательный клуб, участники которого стремятся найти общие подходы к глобальным проблемам. А поскольку это почти никогда не получается, то очередные саммиты, если вообще остаются в памяти, то лишь как череда великосветских мероприятий.

Расширять подобные клубы будто бы ради их укрепления – это ставить телегу впереди лошади.

Когда и если у главных мировых игроков сблизятся подходы к глобальной политике, они легко выстроят новую конфигурацию, реализующую их цели, или же приспособят к этим целям старые международные структуры. А пока этого нет, любое их объединение будет декоративным.

Но из этого не следует, что международное клубостроительство а-ля Саркози никому не приносит плюсов. В первую очередь, это, разумеется, плюсы в сфере public relation. В июле этого года под председательством президента Франции уже было учреждено масштабное объединение клубного типа – Средиземноморский союз, в который вошли члены ЕС и еще десяток государств, выходящих к Средиземному морю. Разумеется, этот номинальный союз не сдвинул с места ни экономические споры между арабами и европейцами, ни вопрос о членстве Турции в ЕС, ни решение ближневосточного конфликта, но зато запомнился публике как красивое шоу и поднял популярность своего организатора, а также и отдельно взятых гостей.

Расширение «восьмерки» или Совета Безопасности и даже просто разговоры о таком расширении выводят на первый план в международной риторике тему многополярного мира, близкую не только Москве и Парижу, но принимаемую на вооружение, по мере падения авторитета США, и многими другими центрами силы.

Но если под «многополярным миром» вообще подразумевается что-то конкретное, то это отстранение Америки от роли «мирового полицейского» и раздел планеты на сферы влияния дюжины держав, аттестующих себя в качестве великих. Раздел сфер – классический источник конфликтов, и по состоянию на сегодня такая идея скорее разъединяет, чем объединяет.

Может быть, со временем она и трансформируется во что-то общеприемлемое или хотя бы приемлемое для многих, но до этого далеко. А пока — деятельность любых державных клубов, со всеми их заседаниями, консультациями и саммитами, с галстуками и без – это лишь светская хроника, пускай и высшего мирового стандарта.

Новости и материалы
В Британии заявили о важности России для возрождения экономики КНДР
В Запорожье произошли взрывы
Село в Белгородской области подверглось атаке дрона ВСУ
ВС РФ нанесли сокрушительный удар по складам с беспилотниками ВСУ
Цыганов заявил, что не пиарит группу «Ме4та» на своем имени
Найден способ вывести жидкость из легкого при сердечной недостаточности
Анастасия Волочкова снялась обнаженной
Песков предсказал победу России в СВО
«Природу не обманешь, возраст берет свое»: Назаров об игре Овечкина в НХЛ
Автобренд Exeed раскрыл подробности о новинках для России
«Зениту» предрекли скованность в матче с «Динамо»
Песков заявил, что на Украине засомневаются в легитимности Зеленского
Дуа Липу заметили в объятиях нового возлюбленного
Матвиенко рассказала о планах Запада развалить Россию
Песков назвал Зеленского «специфическим» президентом
Звезда «Великолепного века» снова приехал в Россию
В Совфеде заявили, что у России нет потребности в Финляндии
Весенняя презентация Apple пройдет в Лондоне
Все новости