Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Ключ без права пересдачи

Как только сертификат ЕГЭ станет единственным пропуском в вуз, начнется «погоня за баллами»

С ЕГЭ нужно снять функцию пропуска для поступления в вузы, оставив за ним лишь аттестацию уровня знания учеников. Тогда показатели единого экзамена станут более объективными.

В соответствии с федеральным законом о введении единого государственного экзамена (ЕГЭ) со следующего, 2009 года ЕГЭ станет единственной формой государственной итоговой аттестации, совместив в себе выпускные школьные экзамены и вступительные в вузы и техникумы.

Идеологи ЕГЭ считают, что реализация этого закона позволит:

— во-первых, обеспечить равные стартовые позиции всех выпускников школ при поступлении в средние специальные и высшие учебные заведения;

— во-вторых, уменьшить коррупцию при приёме в высшие учебные заведения и уйти от системы репетиторства;

— в-третьих, упростить процедуру поступления в вузы, сэкономив силы и средства абитуриентов;

— в-четвертых, дать объективную оценку уровня знаний выпускников.

Давайте заглянем в будущее и посмотрим, будут ли решены эти задачи.

Пункт первый — «равные стартовые условия». Видимо, следует говорить о поступлении в ведущие высшие учебные заведения и на популярные специальности, так как в остальном и раньше проблем с поступлением не было. Но ведущие вузы не в состоянии принять всех желающих, они предназначены не для всех, а для наиболее талантливых. «Правильно, — скажут идеологи единого госэкзамена. — В МГУ, МГИМО, СПбГУ, ГУВШЭ и прочие привлекательные вузы поступят только те, кто получит высокие результаты ЕГЭ». Значит, уже не равные! Преимущество получают ученики тех школ и регионов, где лучше показывают результаты ЕГЭ. Именно показывают результаты, а не получают знания.

Как только сертификат ЕГЭ станет единственным пропуском в подобный вуз, начнется «погоня за баллами». Учителя и преподаватели вузов не перестанут заниматься репетиторством. Просто вместо передачи знаний и обучения перейдут к натаскиванию.

Несмотря на огромное количество пособий и возможностей подготовки к ЕГЭ, родители абитуриентов все равно будут обращаться к услугам репетиторов. В этой гонке победят не самые умные и талантливые. О каких равных стартовых условиях можно здесь говорить?

В худшем положении окажутся и выпускники школ прошлых лет. Именно те, кто пытается поступить в выбранный вуз второй, а то и третий год подряд, — наиболее целеустремленные люди. Их выбор не случаен. И именно им поступить на следующий год станет сложнее, чем в предыдущем. Ведь для того, чтобы поступить, им придется не только не растерять те знания, которые были получены в школе в прошлые годы, но и заново готовиться к ЕГЭ.

В сложную ситуацию попадут выпускники школ стран СНГ, желающие учиться в российских вузах. Им все равно придется тратить средства на дорогу, для того чтобы добраться до центров тестирования, тратить силы и время на специальную подготовку к ЕГЭ.

Даже для поступления на внебюджетные места все равно требуется сертификат ЕГЭ.

Практически без шансов на обучение в ведущих вузах останутся так называемые льготные категории (дети-сироты, инвалиды, армейцы и пр.), не имеющие высшего балла по ЕГЭ. Это связано с тем, что вузы с высоким конкурсом будут вынуждены поднять планку балла ЕГЭ, принимаемого к рассмотрению, до 75–80. В противном случае именно льготные категории займут все бюджетные места и абитуриенты с высшим баллом не будут зачислены.

Пункт второй — «коррупция». Обеспечить объективный прием в каждом конкретном вузе гораздо проще, чем по всей стране. Для этого должна быть внедрена безымянная, независимая проверка письменных работ. Такие технологии есть, и они успешно применяются во многих вузах. Приводятся цифры, что в прошлом году уровень коррупции в вузах снизился в два раза. Допустим, хотя непонятно, кто и как это подсчитал. Но кто оценивал уровень коррупции при сдаче ЕГЭ? Видимо, пока он не высок. Но,

как только ЕГЭ станет единственным способом попадания в престижный вуз, центр тяжести коррупции будет перетекать в эту сферу. «Спрос рождает предложение». А способы получения необъективной оценки найдутся.

Утечка экзаменационных материалов, подтасовка результатов, использование технических средств передачи информации, подделка сертификатов, привлечение подставных лиц для сдачи экзамена.

Возрастет армия мошенников и шарлатанов, которые будут дурить доверчивых родителей, готовых на все, лишь бы их чада поступили в желаемый вуз. Увеличится спрос на справки об инвалидности, дающие право на внеконкурсное поступление, так как не будет страха получить двойку на вступительном экзамене. Достаточно иметь сертификат по 75–80 баллов за каждый предмет, такую справку — и место в престижном вузе гарантировано. В приемных комиссиях вузов уже замечают совершенно здоровых абитуриентов, представляющих справки об инвалидности.

Репетиторство не исчезнет. Им будут заниматься менее квалифицированные учителя и педагоги, да и не только. В армию репетиторов вольются студенты, аспиранты, чиновники. В зависимости от расценок каждый найдет себе клиентов. Подготовить к сдаче ЕГЭ легче, чем дать человеку знания, научить думать. А что плохого в репетиторстве? Индивидуальные занятия во все времена были эффективнее, чем коллективные. Они учитывают индивидуальные способности разных учеников, позволяют найти наиболее рациональные способы подготовки. Ученики были у Сократа, Пифагора, Ньютона, у многих великих ученых. Так зарождались научные школы. Бороться надо не с репетиторством, а с псевдорепетиторством — с теми случаями, когда к репетитору обращаются не для получения знаний, а лишь из-за того, что он является членом экзаменационной комиссии и может повлиять на результат.

Угроза коррупции нависнет и над олимпиадным движением. Предметные олимпиады разного уровня сегодня дают возможность поступления в вузы либо без экзаменов, либо засчитывая высший балл по соответствующей дисциплине. С введением ЕГЭ количество принимаемых по олимпиадам абитуриентов неуклонно растет.

В некоторых вузах ими занята большая часть бюджетных мест. Армия репетиторов переключилась на подготовку к олимпиадам. Зачастую репетиторством занимаются члены методических комиссий и жюри. Растет число победителей и призеров олимпиад. А ведь олимпиада должна выявить наиболее талантливых школьников. Представьте себе, что на Олимпийских играх определяют не лучшего спортсмена, а лучших 10, 20, 50 по каждому виду спорта. Нонсенс!

Пункт третий — «упростит процедуру поступления». Казалось бы, так. Разослал документы в разные вузы — и жди себе результата. Внимательное прочтение проекта «Порядка приема в государственные и муниципальные образовательные учреждения высшего профессионального образования», разработанного Минобрнауки РФ, показывает, что многие школьники, стремящиеся попасть в вузы с высоким конкурсом, останутся «у разбитого корыта». Дело в том, что, после отказа в приеме в желаемый вуз в связи с недобором баллов у абитуриента из дальнего уголка Родины практически не остается времени на предоставление оригиналов документов об образовании в равноценный вуз. В лучшем случае он может рассчитывать на внебюджетные места. В то же время полная неразбериха будет и у вузов. Вузы, не дождавшись оригиналов документов от претендентов на зачисление, вынуждены будут объявлять донабор, в подвешенном состоянии будут находиться те, кто желает обучаться на внебюджетных местах, масса документов будет теряться в отделениях связи. В конечном итоге на переписку будет уходить все лето, учебный процесс для первокурсников начнется с опозданием, а масса абитуриентов, причем с достаточно высоким баллом, останутся «за бортом». Ничего этого не происходит, когда абитуриенты приезжают в учебное заведение для сдачи вступительных испытаний. Поэтому

вузам с высоким конкурсом необходимо разрешить провести хотя бы одно дополнительное к ЕГЭ испытание. Что может быть справедливее очного соревнования нескольких претендентов на одно место, проведенного в одно и то же время по одним и тем же правилам?

Представьте себе чемпиона мира по прыжкам или бегу на 100 метров, которого определили не на очных соревнованиях, а по результату, показанному у себя в городе.

Пункт четвертый — «сравнение уровня знаний». Эта задача вполне выполнима, если снять с ЕГЭ функцию поступления в вузы, а оставить только функцию аттестации уровня преподавания в школах и уровня знания учеников. Сразу прекратится «погоня за баллами», натаскивание выпускников, показатели ЕГЭ станут более объективны. В законе о ЕГЭ достаточно поменять «обязать принимать результаты ЕГЭ в качестве вступительных испытаний» на «разрешить» — и все встанет на свои места. Многие государственные и коммерческие вузы, в которых нет большого конкурса, с удовольствием вместо необходимости проводить вступительные испытания будут засчитывать результаты ЕГЭ.

Снизить ажиотаж вокруг престижных учебных заведений, уровень коррупции при поступлении, повысить доступность качественного высшего образования можно, подняв уровень образования в региональных вузах.

Разве поехал бы талантливый мальчик из глубинки в Москву, если бы он смог получить хорошее образование в местном университете? Но сегодня он вынужден покидать семью, дом, любимый город, менять привычный образ жизни, чтобы получить качественное высшее образование. Задача заключается в том, чтобы достойный уровень высшего образования можно было получить не только в Москве и Санкт-Петербурге, но и во многих городах и областях. Необходимо не плодить бесчисленное количество коммерческих вузов, а развивать имеющиеся научные школы, укреплять материальную базу высшего образования, внедряя прогрессивные методы обучения, современное оборудование. Сегодня большинство родителей вне зависимости от уровня своих доходов понимают необходимость вложения средств в образование своего ребенка. Хотелось бы, чтобы и на государственном уровне была осознана эта необходимость и программа возрождения российской образовательной системы была реализована. Все положительное, что было наработано в ходе проведения эксперимента по ЕГЭ, необходимо использовать при реализации этой программы. Например, технологии проверки тестовых заданий с использованием сканеров могут быть успешно применены вузами в учебном процессе.

Новости и материалы
В Брянской области умерла раненная при атаке дрона женщина
Разработчики S.T.A.L.K.E.R. 2 выпустили новый короткий трейлер
В ЦБ задумались над дополнительным регулированием платежей на маркетплейсах
Мужчина, пытавшийся потушить Вечный огонь на Поклонной горе, оказался на скамье подсудимых
Титов назвал футболиста «Спартака», который не соответствует уровню клуба
В мексиканском кафе 50 лет подают гостям суп из крысы
В Банке России заявили об усилении риска вторичных санкций
В Таджикистане заявили, что гражданам страны массово отказывают во въезде в РФ
Замначальника УМВД сел пьяным за руль после дня рождения, его задержали
В Белом доме раскрыли, сколько ракет ATACMS могут поставить Украине
В Центробанке РФ рассказали о дефиците кадров на российских предприятиях
Минобороны Эстонии передало Украине два патрульных катера
Звезда «Холопа» призналась, что ее вызвал психолог четырехлетней дочери
В Госдуме о дочери Машкова: «Не получила должного воспитания»
Набиуллина рассказала о последствиях конфискации золотовалютных резервов России
Пять мигрантов, не знавших русский язык, сдали по нему экзамен на «отлично»
В США сочли, что Трамп правил США из соображений нарциссизма
На Урале педагог с 29-летним опытом назвала воспитанников «утырками»
Все новости