Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Партия церкви

Если РПЦ не будет сохранять дистанцию от Кремля, есть опасность ее превращения в придаток государства

Кто бы ни стал новым предстоятелем Русской православной церкви, ему предстоит играть роль влиятельного политика и быть элементом официальной системы власти.

Патриарх Алексий II, руководивший РПЦ все годы постсоветской истории России, стал в определенном смысле основателем традиции взаимодействия церковных и светских властей в новую эпоху. Разумеется, рейтинги патриарха, в отличие от рейтингов светских руководителей страны, никогда не замерялись, но Алексий II одинаково явно поддерживал и режим Ельцина, и режим Путина без потери, как выразились бы светские комментаторы, политического лица.

Занимая позицию «над схваткой» в критические периоды новой истории России (августовские события 1991 года, разгон мятежного парламента в 1993-м), в общем и целом РПЦ при Алексии II последовательно укрепляла союзнические отношения со светской властью.

Когда централизация светской власти в России при Путине оказалась сопоставима с централизацией власти внутри самой РПЦ, а доктрина «православие, самодержавие, народность» под маркой «суверенной демократии» превратилась в некое подобие официальной идеологии, отношения Кремля с главной российской церковью стали еще теснее.

В последние годы церковь открыто высказывается даже по совершенно светским проблемам — в частности, по соотношению прав человека и норм морали, поддерживая действия российских властей в ограничении этих прав. Кроме того, РПЦ играет важную роль в популярной у Кремля антизападной пропаганде.

В ответ на пропагандистскую поддержку Кремль последовательно возвращал церкви объекты ее собственности, отнятые советской властью. Более того, в президентство Путина даже готовился законопроект о полной реституции церковного имущества и земель, пока, правда, так и не дошедший до стен Госдумы.

Тем не менее поддержка со стороны РПЦ любых действий Кремля может не быть абсолютно безоговорочной, поскольку не всегда церковные интересы совпадают с геополитическими интересами светской власти. Покойный патриарх Алексий, что очень показательно, не поддержал и не мог поддержать войну России с Грузией, поскольку воевали единоверцы, а грузинские православные священники были вынуждены покинуть территорию Южной Осетии.

Если светская власть и дальше намерена опираться на политический авторитет РПЦ в управлении страной, она должна учитывать и внутрицерковные интересы, а также тот факт, что Россия все-таки не православная, а многоконфессиональная страна с сильной мусульманской общиной и конституционным отделением всех церквей от государства.

Стратегически союз РПЦ с Кремлем пока выгоден обеим сторонам, что, несомненно, повлияет на политику любого будущего патриарха. Для РПЦ такой союз служит гарантией сохранения статуса главной церкви страны, позволяет использовать госвласть в качестве лоббиста имущественных интересов церкви за рубежом, иметь доступ к главным светским средствам массовой информации для пропаганды своих ценностей. Для Кремля РПЦ — союзник в сохранении у ее паствы антидемократических по своей сути традиций православия, выгодных власти в условиях нынешнего антидемократического политического устройства России.

Опора на коллективистское сознание и борьба с западными ценностями создают объективную почву для идеологического партнерства светской и церковной властей.

Тем не менее история отношений РПЦ со светской властью в России такова, что церковь слишком часто оказывалась в положении не просто «младшего партнера», но и откровенного изгоя. Такое бюрократическое порабощение РПЦ происходило как в царские времена (правление Петра I с введением Священного Синода), так и в советские, когда сталинские массовые репрессии против священников привели к появлению «обновленцев», фактическому объявлению веры в Бога вне закона и созданию церковного министерства — Совета по делам религий.

Опасность стать придатком государственной машины, если РПЦ не будет сохранять известную дистанцию от Кремля, велика и сейчас — нынешняя светская власть в России склонна к авторитаризму.

А это значит, что рейтинг РПЦ не должен превышать рейтинга Кремля.

Может сказаться на отношениях РПЦ со светской властью и кризис. Если уровень жизни большинства россиян существенно упадет, Кремль может попытаться использовать церковь как буфер между собой и православным населением — для уменьшения народного недовольства светскими правителями.

В любом случае партия РПЦ в России остается, как минимум, не менее влиятельной, чем «Единая Россия», покоится на куда более прочном идеологическом, историческом и политическом фундаменте. А значит, в одном дело патриарха Алексия II будет жить: РПЦ при нем стала частью системы управления постсоветской Россией и пока ничего не предвещает, что перестанет быть звеном этой системы в обозримом будущем.

Новости и материалы
Пушилин поручил упразднить Министерство информации ДНР
Экс-тренер «Зенита» заявил, что клуб может проиграть «Динамо»
«У меня покатились слезы»: российская боксерша рассказала об инциденте с гимном на ЧЕ
Казахстан восстановил работу пункта пропуска «Желкуар» на границе с Россией
Евросоюз призвал власти РФ отменить решение по передаче некоторых активов
Промесу предсказали завершение карьеры
Президент ФСГР объяснил удаление элементов с именами российских спортсменов
Под Самарой произошла авария с участием грузовика
Пользователей Android предупредили о взламывающем смартфоны фейковом Chrome
Экс-игрок «Спартака» не исключил того, что Слишкович останется тренировать команду
Росстат уточнил оценку уровня бедности в России в 2023 году
Получившему условный срок в Киргизии бойцу СВО предоставят временное убежище
На чемпионате Европы по боксу отключили гимн России
Названы полезные продукты для поддержания молодости
МИД Таджикистана рекомендует своим гражданам не посещать Россию
Белый дом сократит выступления Байдена в вузах из-за волны протестов
Булыкин раскритиковал решение о проведении матчах «Ахмат» — «Сочи» после отравления у гостей
В московском музее современного искусства «Гараж» назвали причину обысков
Все новости