Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Левый поворот направо

Россия открывает Америку не с той стороны

Активизации сотрудничества с такими бурно развивающимися латиноамериканскими странами, как Бразилия, Россия предпочитает щедро оплачиваемую ею дружбу аутсайдеров континента.

В воскресенье, 31 октября, в Бразилии пройдет второй тур президентских выборов. По всем прогнозам, победителем должна стать 63-летняя Дилма Руссефф, ставленница сверхпопулярного бразильского лидера Луиса Инасиу Лула да Силва.

Восемь лет назад, когда Лула выиграл выборы в Бразилии, многие консервативные издания в США, Западной Европе и самой Латинской Америке решили, что на ведущей стране континента можно поставить крест. Выросший в нищете сын алкоголика, который бросил четвертый класс школы и стал чистильщиком обуви, лидер социалистической Партии трудящихся, профсоюзный вожак, Лула многим казался идолом маргиналов, который последует путем Фиделя Кастро, национализирует все богатства Бразилии в «интересах трудящихся» и приведет страну к банкротству.

Но случилось нечто полностью противоположное. Да, Лула начал претворять в жизнь амбициозные социальные программы, которые должны были положить конец голоду в стране, но одновременно он сумел обуздать инфляцию, начал развивать широкую международную торговлю, в том числе с Соединенными Штатами, сделал ставку на внедрение новых технологий и начал активный поиск новых запасов энергоносителей.

И менее чем десятилетие спустя американский журнал «Time» уже называет его «одним из самых влиятельных политических деятелей мира». За то, что тот, комбинируя современные экономические методы и хорошо продуманные социальные программы, «возводит Бразилию до уровня стран первого мира, в то время как сами США скатываются к странам мира третьего».

Дилма Руссефф в случае победы станет самой влиятельной женщиной мира, оставив позади Ангелу Меркель и Хиллари Клинтон, считает британская The Independent.

Бразилия – огромная страна с колоссальными ресурсами, с населением 200 миллионов человек и экономическим ростом, о котором могут только мечтать и США, и крупнейшие страны Западной Европы (по прогнозу, в 2010 году рост ее ВВП составит 7,5%). А бэкграунд Дилмы только добавляет колорита этой, безусловно, талантливой женщине. В шестидесятые годы она была членом левацкой повстанческой группировки, которая считала, что в борьбе с военной диктатурой все средства хороши — и ограбления банков, и похищения иностранных дипломатов. Зато потом, окончив университет и остепенившись, она пошла на государственную службу, где в полной мере раскрылись ее организаторские способности. А когда в 2002 году президентом был избран Лула, он пригласил Дилму стать главой его администрации. По сути, она восемь лет была его премьер-министром, разделяя с президентом ответственность за все ключевые экономические и социальные проекты.

На эту особенность трансформации ряда видных латиноамериканских деятелей обратили внимание многие известные политологи континента. Дилма — ведущий политик Бразилии; бывший лидер городской герильи «Тупамарос» Хосе Альберто Мухика — президент Уругвая. «На примере правительств Бразилии, Уругвая и других стран мы наблюдаем замечательный феномен, – говорит известный чилийский политолог, директор Центра развития Латинской Америки Габриэль Сальвиа. – Речь идет о вхождении во власть видных представителей левых сил, которые прошли долгую и серьезную эволюцию от былых проповедей революционной борьбы до признания и уважения правового государства, демократических свобод и свободной экономики».

Но эти новые тенденции прочувствованы далеко не всеми.

В начале нового тысячелетия в России твердо решили, что Латинская Америка совершает радикальный поворот налево. И стали закрашивать весь континент в красный цвет.

В «белом пространстве» остались разве что Мексика да Колумбия, традиционные союзники США. А там, где не было особой ясности, какой цвет необходим, как в случае с Аргентиной, рисовали розовым.

Радостно было, потому что со старыми-новыми союзниками Россия умела обращаться. Кредит верному другу Даниэлю Ортеге, который хоть и заменил в своем сердце Маркса и Ленина на Иисуса Христа, остался тем же, кем был раньше. Сумма наличными – и признание Абхазии и Южной Осетии обеспечено. Напрасно гневался вице-премьер Игорь Сечин: аналогичные намеки делались и кубинцам. Но те оказались более принципиальными: для них теперь важнее нормализовать отношения с северным соседом, чем услужить нам.

Зато главный друг Москвы Уго Чавес расстарался вовсю. Тут и Абхазия, и Южная Осетия, и громадье газово-нефтяных планов, и закупка военной техники на такую сумму, которую может позволить себе выплатить разве что Саудовская Аравия.

Неважно, что в районе бассейна реки Ориноко пласты столь тяжелой нефти, что она больше напоминает мазут. Неважно, что, по признанию того же Сечина, «Газпром» сломал несколько дорогостоящих буров, когда столкнулся с базальтовыми плитами, и $300 млн пошли коту под хвост. Геополитика дороже! Сколько бы времени и средств ни было потеряно, «Газпром» будет слышать из Москвы голос Паниковского: «Пилите, Шура, пилите».

С Чавесом Россия наступает на те же грабли, которые когда-то больно ударили нас по лбу на «братской» Кубе.

В течение десятилетий советские нефтяники искали «черное золото» на шельфе неподалеку от берегов Кубы. Кое-что нашли, но все данные о геологоразведке кубинцы засекретили, а потом передали мексиканцам.

Полтора десятка лет ушло на строительство первой очереди АЭС под Сьенфуэгосом. Потом выяснилось, что строили не там. В тех местах пористая порода, много подземных пещер, и атомная станция могла легко просесть под собственным весом. Вот бы был фейерверк на все Западное полушарие!

Десятилетиями строили и с большой помпой открывали никелевые заводы на северо-востоке острова. Потом подсчитали и поняли, что старые, американские, воздвигнутые еще в пятидесятые годы прошлого столетия, превосходят наши по производительности. Но дело даже не в этом. После распада СССР вся никелевая промышленность Кубы фактически перешла под контроль Канады. А главу «Интерроса» Владимира Потанина, который посетил страну в начале тысячелетия, пытаясь получить долю в ее никелевой промышленности в обмен на хотя бы часть 25-миллиардного долга Кубы СССР и России, высмеяли. С Фиделя спрашивать долги — все равно что с главаря «солнцевских».

А с Чавеса? Время покажет. Но уже сейчас трезвые аналитики говорят, что «излишние лобызания» с венесуэльским каудильо могут помешать отношениям России с серьезными политиками континента. И

никакие подарки Уго Чавеса — ни «самый лучший в мире шоколад», ни банановый джем, подаренные Дмитрию Медведеву, — не могут компенсировать более чем скромные торгово-экономические отношения с такими странами, как Бразилия, Чили, Мексика.

А между тем именно бразильские технологии практически во всех областях экономики — от добычи нефти до здравоохранения — могут быть исключительно интересны для модернизационного плана Медведева. В том числе технологии энергосберегающие, о необходимости которых президент призвал «талдычить» каждый день. Именно бразильцев надо в первую очередь приглашать в Сколково. Хотя те и на два шага впереди по многим показателям, все же, как и мы, они только в начале пути.

Не худо нам, наконец, перенять и опыт спасательных операций горняков, который столь блестяще недавно продемонстрировали чилийцы. Так же как и опыт возведения сейсмоустойчивых зданий, при строительстве которых используется бетон, а не песок вкупе с разнообразными изощренными схемами «откатов» госструктурам.

«Открытие Латинской Америки», о котором заговорили наши лидеры, между тем проходит с бананами и джемом, ужимками, прыжками и неудачными репликами. Вроде той, что если наши новые отношения с Латинской Америкой «кого-то беспокоят» (имеются в виду США), то, как сказал президент во время поездки в Буэнос-Айрес, «нам на это наплевать».

На самом деле американцы не станут волноваться и беспокоиться, пока не выяснится, что Уго Чавес договорился о приобретении первой партии оружейного плутония у Ахмадинеджада. В рамках «нового мирового порядка», который Чавес предложил построить Ирану после поездки в Москву.

До той поры мы можем поставлять танки не по 35 штук, а сотнями и помогать строить в Венесуэле заводы по производству миллионов «калашниковых». А потом зайдем к Америке с тыла, с ее заднего нефтяного двора (пятую часть всего топлива получает она из Венесуэлы) и радостно скажем ей: «А мы готовы к стратегическому сотрудничеству».

Но, может быть, все же приятнее лобызаться не с Чавесом, боливийцем Моралесом и эквадорцем Корреа, а с симпатичной госпожой Руссефф? А что касается ее революционного прошлого, то нет больше на далеком континенте левых и правых. Есть ответственные, зрелые политики – и есть провокаторы-шарлатаны.

Автор – обозреватель «Новой газеты»

Новости и материалы
Блинкен полетит в Израиль после Китая
Россияне активно готовятся к походам на майские
Российского депутата подозревают в участии в нежелательной организации
Ученые выяснили, что дорожный шум вредит птенцам и яйцам
В Тегеране назвали виновных в терактах в Иране и России
В РФ спустили на воду учебный корабль для вертолетчиков
Педиатра, оскорбившую память российского солдата, арестовали
При разборе завалов дома в Токмаке нашли тело мужчины
Дума обсуждает запрет в области криптовалют
В РФ семьи с высоким доходом могут исключить из программы льготной ипотеки
Памятник советским солдатам сбросили с постамента в украинском Ровно
Школьница упала с лошади и очутилась в реанимации с разрывом почки
В Аргентине открыли новый вид проворных травоядных динозавров
Экспортную пошлину на золото могут обнулить
Петербуржец подстроил нападение на возлюбленную, чтобы ее впечатлить, но попал под суд
ВСУ обстреляли Белгородскую область
Эрдоган приедет в США в следующий раз
Ведущие пловцы мира готовят многомиллионный иск против WADA
Все новости