Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Россия, которую мы проиграли

В начале 90-х нужно было выгнать с госслужбы всю советскую и партийную бюрократию

Неудача демократического проекта в России в значительной степени объясняется тем, что власть и ресурсы захватили прямые наследники советской номенклатуры. Если бы 20 лет назад была проведена люстрация, сегодня мы не жили бы в коррумпированном, авторитарном государстве.

В наступившем году исполнится двадцать лет новой России — государству, появившемуся в результате краха коммунистического режима и распада советской империи. Однако революционные чаяния и надежды на то, что новое государство станет демократическим и современным и люди в нем будут жить достойно и благополучно, не сбылись.

Сегодня Россия — это насквозь политически и экономически коррумпированное государство, которое под властью авторитарно-клептократического режима разваливается на глазах и неуклонно приближается к социально-политическому катаклизму с высокой вероятностью последующего распада.

Неизбежность очередной точки бифуркации, развилки в политико-историческом развитии России определяет необходимость анализа влияния политических решений и действий 90-х годов на сложившуюся сегодня ситуацию. Обратный аналитический отсчет нужен для того, чтобы новая власть, которая придет на смену рухнувшему режиму, не допустила повторения подобных просчетов и смогла реализовать меры, способные вырвать страну из унаследованного от советской империи и так и не преодоленного за прошедшие годы кризиса. Кратко основные результаты такого анализа состоят в следующем. (Подробный анализ приведен в книгах автора «Аудит политической системы посткоммунистической России», 2007 г., и «Вертикаль никуда: Очерки политической истории России 1991—2008», 2010 г.)

Номенклатурный реванш

Одним из самых серьезных стратегических просчетов политических сил, пришедших к власти в новой России, стало массовое использование во всех структурах и на всех уровнях вновь создаваемой системы государственного управления бывших чиновников советского партийно-государственного аппарата. Исходный посыл для такого решения состоял в том, что для быстрого включения в работу вновь создаваемых российских государственных структур практически нет других кадров и другого пути, кроме привлечения знающих прежнюю хозяйственную систему советских чиновников. Возможно, в тактическом плане это и было оправдано. Но, как показало последующее развитие событий, с учетом «профессионализма» советской партийно-государственной номенклатуры наивно было полагать, что ее можно заставить работать в интересах страны и новой власти, а не в собственных, прежде всего меркантильных интересах.

Фактически нужна была не департизация государственного аппарата, которая и так осуществилась почти автоматически с распадом КПСС, а его десоветизация, или, точнее, деномеклатуризация, которая до сих пор так и не произошла.

В результате государственную власть и ресурсы страны захватили прямые наследники советской номенклатуры.

Тупик экономического детерминизма

Специфическая особенность реформ 90-х годов состояла в том, что реформы в сфере экономики проводились опережающим порядком по отношению к реформированию других сфер жизни общества и государства. Это было обусловлено тем, что наиболее активную и подготовленную часть команды президента Ельцина составляли управленцы и экономисты, приверженцы экономического детерминизма. Воспитанные на историческом материализме реформаторы были искренне убеждены в том, что сначала следует реформировать экономику, перейти от административно-плановой к рыночной экономике. И это создаст условия для последующего выстраивания демократической политической системы. Однако

недооценка необходимости наряду с экономическими реформами также политических и идейно-ценностных преобразований очень скоро сказалась как на судьбе самих реформаторов, так и стала причиной искажений не только результатов, но и целей проводимых экономических реформ.

Состояние дел в политической, экономической, социальной и других сферах сегодняшней России, морально-нравственное и культурное состояние российского общества со всей очевидностью свидетельствуют о том, что экономический детерминизм продемонстрировал свою неадекватность и неспособность обеспечить вывод нового российского государства из унаследованного от советской империи кризиса. После непродолжительного демократического просвета начала 90-х годов Россия вернулась в тупиковую кризисную ситуацию, во многом подобную той, что сложилась перед распадом советской империи. Выход из этого тупика сегодня невозможен без демократических преобразований в политической сфере.

Бацилла политической коррупции

Тенденция деформации конституционной модели демократических политических и государственных порядков, установленных Конституцией России 1993 года, проявилась в деятельности российской власти достаточно быстро после ее принятия. Это было обусловлено перерождением совершивших революцию политических сил в правящий номенклатурно-олигархический режим и размежеванием дорвавшейся до власти теперь уже российской номенклатуры с демократическим движением. Переломным моментом, резко ускорившим процесс размежевания, стала начавшаяся в конце 1994 года чеченская трагедия.

Стремясь дистанцироваться и обезопасить институт президентской власти от пока еще недостаточно эффективной и качественной, но вполне реальной политической конкуренции, команда президента Ельцина стала позиционировать и задействовать этот институт в качестве самостоятельного и непосредственного субъекта российской политики. Такой лишенный опоры на реальные политические и общественные силы субъект неизбежно стал использовать административный ресурс власти для обеспечения своей самодостаточности в достижении политических целей, что и представляет собой политическую коррупцию.

Бацилла политической коррупции была занесена в российский политический организм в парламентско-президентском избирательном цикле 1995-1996 годов. Но окончательно политическая коррупция стала основным движущим механизмом российской политики как закономерное последствие проведенной в конце 1999 — начале 2000 года операции «преемник», в результате которой к власти пришла команда Путина.

Стремление сохраниться во власти даже «во имя общественного блага» любой ценой и средствами, исповедуя заимствованный большевиками у иезуитов принцип «цель оправдывает средства», неизбежно приводит к подавлению политической конкуренции и ее замещению политической коррупцией.

Судебная контрреформа

Незавершенность судебной реформы и фактически начавшаяся с середины 90-х годов контрреформа обуславливают то, что действующая сегодня в России судебная система не способна осуществлять объективное, беспристрастное и справедливое правосудие, выполнять функцию главного арбитра в разрешении всех политических, социальных и экономических споров и конфликтов. Разворот судебной реформы в обратную сторону начался уже в период работы Государственной думы первого созыва не без участия президентской администрации.

Депутаты Государственной думы первого и последующих созывов из числа бывших сотрудников карательно-охранительных органов государственной безопасности и внутренних дел, советской прокуратуры и суда начали необъявленную публично, но от этого не менее агрессивную контрреформу.

В лучших советских традициях судебная власть поставлена на службу правящему режиму, в нарушение принципа разделения властей находится в зависимости от президентской и исполнительной власти и используется для их ограждения от социальных и политических протестов. Одна из ключевых проблем судебной системы состоит в ее «человеческом качестве», в неудовлетворительном профессиональном, моральном и нравственном состоянии судейского корпуса, в котором распространена зараза корыстолюбия и коррупции, готовность осуществлять правосудие не по закону и справедливости, а исходя из политической целесообразности и по «телефонному праву». И до тех пор, пока судебная система России будет находиться в таком состоянии, ни о каком демократическом и правовом государстве и рыночной экономике речи идти не может.

Рецепты политической хирургии

Исходя из приведенного анализа, в качестве первоочередных мер, которые следует реализовать после неизбежного крушения правящего авторитарно-клептократического режима, можно предложить следующее.

Профессиональная люстрация государственного аппарата — запрет на работу на государственной службе тем, кто при прежних режимах занимал должности уровня принятия, непосредственной подготовки и согласования государственных управленческих решений. При этом должна быть проведена смена кадрового состава правоохранительных органов и спецслужб. И обеспечена законодательная защита неполитической части государственного аппарата от любого политического влияния.

Реформирование судебной системы — отмена всех законодательных установлений, противоречащих концепции судебной реформы 1991 года, и доведение судебной реформы в этой концепции до конца. При этом должна быть проведена замена судейского корпуса за счет привлечение на начальном этапе на должности судей всех звеньев судебной системы, прежде всего адвокатов и юристов из негосударственных структур.

Восстановление политической конкуренции — отмена всех законов, ограничивающих создание и деятельность любых политических партий и общественных объединений, кроме антиконституционных, и формирование политических и общественно-политических блоков.

Ликвидация «избирательной власти» — отмена всего действующего избирательного законодательства. При этом возможна передача функций по формированию избирательных комиссий, кроме центральной, судебным инстанциям после замены судейского корпуса и формирование состава избирательных комиссий по принципу «присяжных заседателей».

Восстановление информационной конкуренции — сокращение до минимума количества государственных и аффилированных с властями всех уровней СМИ, создание общественного телевидения и радиовещания при сохранении только одного государственного телевизионного канала и одной государственной радиостанции и исключительно на федеральном уровне.

Создание специального государственного органа по борьбе с коррупцией вне системы органов исполнительной и законодательной власти и полная реализация всех установлений Конвенции ООН против коррупции 2003 года и конвенций Совета Европы об уголовной и гражданско-правовой ответственности за коррупции 1999 года.

Автор — профессор НИУ ВШЭ и РУДН.

Новости и материалы
Айза рассказала об интиме с Гуфом после развода
Суд вынес приговор обвиняемой в совершении теракта в центре Стамбула в 2022 году
ВСУ ушли с передней линии обороны в Бердычах
«Корочка хлеба, маслице с сахаром»: Елена Борщева о скромных радостях детства
Россиянин выгнал собаку из будки, чтобы спрятаться в ней от силовиков
В сети обсуждают свадебный образ Дарьи Поверенновой: «Идеальное платье для невесты»
В Томске лишили свободы мужчину, который украл цветы, чтобы сделать сюрприз девушке
Финансист оценил, как курс рубля отреагировал на сохранение ключевой ставки
Защита попросила Мосгорсуд отменить арест Тимура Иванова
ВЦИОМ замерил уровень доверия россиян Путину
Мужчина, оставивший 43 кошки без еды и воды в пустой квартире, получил 20 суток тюрьмы
В Кремле рассказали о подготовке визита Путина в КНР
Бывший футболист «Спартака» рассказал, что ему понравилось в матче с ЦСКА
В Кремле рассказали, как закончится спецоперация на Украине
Анастасия Решетова ответила, делает ли «уколы красоты»
Женщина рассказала, что ее возбуждает сильнее любого вибратора
Россиянин сжег дотла Volkswagen бывшей жены в Зеленограде и попал на видео
В Германии обеспокоились темпами продвижения ВС РФ на юге Донбасса
Все новости