Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Достали инновациями

Инновации по-прежнему остаются данью моде

В монополизированной экономике, где вопросы конкуренции решаются с помощью административных рычагов, спрос на новшества по определению не может быть высоким.

Власти и вправду несколько достали инновациями в том смысле, как они все это дело понимают.

Это символично, что страна в один день узнает об очередной серьезнейшей неудаче с запуском спутника связи (спутник «Экспресс-АМЧ», который сначала потерялся, а потом, вроде как, нашелся, но на другой орбите) и о «прорывных» достижениях в виде отечественной светодиодной лампочки за 1000 рублей и планшетнике для учащихся, в который можно закачать все учебники.

Да и не планшетник это никакой, как оказалось, а просто электронная книжка. А тут еще обескураживающе неудачный запуск космического корабля «Прогресс М-12М».

Нет, согласитесь, есть в этом некий символизм.

Так и хочется спросить: «Вам «шашечки» или ехать?». Вот лампочки, планшетники, ё-мобили, суперкомпьютер (чего-то о нем в последнее время не вспоминают), инноград Сколково жилищно-строительной направленности и т.д. и т.п. – это все «шашечки».

А сохранение и развитие достижений по тем научно-технологическим направлениям, где мы еще надеемся на лидирующие позиции, создание по-настоящему высококонкурентной экономической среды, стимулирующей спрос на инновации – это «ехать».

Скажите, что сегодня получается с избытком и чего явно не хватает? Ответ очевиден.

Вернемся к потере спутника. Конечно, от неудач никто не застрахован. Это техника, которую делают и эксплуатируют люди. Но когда такие неудачи следуют чуть ли не подряд, впору говорить о системной проблеме.

Еще свежи впечатления от падения трех спутников навигационной системы ГЛОНАСС 5 декабря 2010 года. Тогда, как обычно у нас бывает в таких случаях, были даны поручения разобраться, наказать и т.д. Разобрались и наказали.

А еще раньше, в феврале 2006 года, похожая неудача была с запуском отечественным «Протоном-М» арабского спутника Arabsat 4A, когда космический аппарат так и не заработал.

Только не надо говорить, что все это из-за «лихих» 90-х годов. За последние 12 лет, когда России так подфартило с мировыми ценами на нефть, вполне можно было восстановить потери 90-х и заиметь настоящую, а не показушную инновационность в экономике.

Инновации, к сожалению, по-прежнему во многом остаются данью моде. Ну, нравится это нынешнему руководству страны, что же тут поделаешь. Если нравится, будем изображать, что и нам нравится. Помню, года три назад позвонил мне старый знакомый, работающий в одной из крупнейших российских компаний. Позвонил и просит: «Слушай, у тебя есть что-нибудь про модернизацию и инновации? Дай, а?» Поясню: когда с наших компаний-чемпионов при подготовке очередного нормативного акта или заданий правительства правительственные чиновники начинают требовать соответствующих предложений, последние пытаются что-нибудь придумать.

Проблема в том, что в монополизированной экономике, в экономике, где вопросы конкуренции решаются не с помощью научно-технологических новшеств, а с помощью административных рычагов, спрос на инновации по определению не может быть высоким. Вот и мучаются представители бизнеса при подобных вопросах.

А правительство решает проблемы инновационного развития по-простому: в каждой крупной госкомпании должны быть вице-президенты по инновациям (кого только не назначают на подобные должности, замечу), компании эти должны утверждать планы инновационного развития и т.д.

И снова не удержусь от одной яркой картинки из личного опыта: на совещании в крупной российской госкомпании ответственный вице-президент докладывает как раз по инновациям и соответствующим планам. Его спрашивают: «А как вы понимаете, что такое «инновация»?». Ответ: «Это есть в наших регламентах». Снова: «Хорошо, в регламентах, вы-то можете сказать?». Ответа не последовало. Вот это все и есть реалии построения инновационной экономики в современной России.

Кстати, на одном из правительственных заседаний так «вдруг» и прозвучало «чистосердечное признание»: нет ясности с определением того, что такое есть «инновация».

Казалось бы, это элементарно: только тогда, когда инновации становятся аргументом в конкурентной борьбе, появляется настоящий спрос на них. Только в этом случае можно говорить об инновационности экономики.

Естественно, что государство и за счет собственных ресурсов старается поддержать фундаментальные и поисковые исследования, а также образование - являющиеся инфраструктурными опорами инновационной экономики.

Хорошо, согласились, конкуренция важна. Ну, так почему ею в должной мере не занимаются. Во-первых, потому что развивать конкуренцию – это дело муторное и хлопотное. Результат в момент не появляется, а ведь что-то хочется уже и продемонстрировать. Вот и появляются у нас отчетно-показательные картинки по ТВ с демонстрацией успехов развития инновационной экономики в виде лампочек и планшетников.

Во-вторых, заниматься развитием конкуренции для власти в современной России просто политически опасно. Да-да, как это ни покажется странным и натянутым…

Есть интересные данные Федеральной антимонопольной службы: от 50% до 60% дел, возбужденных в связи с нарушением законодательства о защите конкуренции – это дела в отношении органов власти всех уровней. Я эти цифры уже неоднократно приводил (ФАС «почему-то» старается их особо не афишировать). Следовательно, первый враг конкуренции в нашей стране – это государство. Я просто обязан сделать такой вывод из данных ФАСа. Что же получается: чтобы развивать конкуренцию в целях построения инновационной экономики, власти необходимо бороться с собой, ограничивать саму себя. Согласитесь, что это трудная и весьма нетривиальная задача. Чтобы пойти на ее решение, требуется профессионализм, понимание существа проблемы и политическая воля.

Есть хороший, признанный во всем мире показатель инновационной продвинутости страны – индекс конкурентоспособности Всемирного экономического форума. За 5 лет (с 2006-го по 2010-й год включительно) положение России в страновом рейтинге по данному индексу практически не изменилось (были на 63-м месте, стали на 62-м).

Если учесть, что эксперты при составлении рейтинга учитывают и разного рода соответствующую нормотворческую активность, становится ясно, что практические результаты при той трескотне про инновации, которую мы наблюдаем, более чем скромные.

Так и хочется сказать: право, достали инновационностью, и уточнить: такой инновационностью.

Автор - директор департамента стратегического анализа ФБК (организация включена Минюстом в список иноагентов)

Новости и материалы
Два беспилотника уничтожены над Брянской областью
В США скончался еще один источник утечек о проблемах с самолетами Boeing
Ученые научились создавать живые программируемые материалы
Исследователи выяснили, почему людей раздражают звуки жевания и дыхания
Полиция разыскивала киевлянина с автоматом
Участники протестной акции пострадали в Тбилиси
SpaceX начала бронировать места для полетов космических туристов
США уверены, что ВС РФ применяли на Украине хлорпикрин
Стало известно, где российские подростки будут подрабатывать на каникулах
Медведчук назвал организаторов трагедии в Одессе 2 мая 2014 года
Глава МИД Израиля назвал президента Колумбии антисемитом
Ученые раскрыли тайну происхождения полыньи размером с Чехию в Антарктиде
В МИД России назвали создание виртуального консультанта МИД Украины позором
В Орловской области повреждена энергетическая инфраструктура
Мощный пожар с детонациями начался на складах «Новой почты» в Одессе
В парламенте Грузии объявили красный уровень безопасности из-за протестов
Россия в ООН призвала к расследованию по факту обнаружения массовых захоронений в Газе
На Украине сообщили о пожаре в Одессе
Все новости