От редакции

 В декабре школьников вместо уроков отправляли на митинги в поддержку власти
В декабре школьников вместо уроков отправляли на митинги в поддержку власти
ИТАР-ТАСС

Школа беспартийности

Школы и вузы нуждаются в немедленной, безоговорочной и решительной деполитизации

«Газета.Ru»

Российская власть активно пытается использовать образовательные учреждения в политических целях, грубо вмешиваясь в учебный процесс. Между тем задача школы — учить и воспитывать самостоятельных граждан, а не быть поставщиком массовки, используемой для поддержки любого действующего режима.

В московские школы поступило распоряжение о вербовке участников на митинг в поддержку премьер-министра Владимира Путина, который должен пройти 4 февраля на Поклонной горе. Информацию об этом «Газете.Ru» подтвердили сразу в двух городских школах. По словам преподавателя русского языка школы № 590 в Западном административном округе, «нам сверху поступило распоряжение отправить 15 педагогов от школы на митинг на Поклонной горе 4 февраля». В одной из школ Северного административного округа один из учителей рассказал «Газете.Ru», что сегодня или завтра они ждут документов, «где будет сказано, сколько учителей от нашей школы нужно отправить на Поклонную гору». Кроме того,

на 4 и 25 февраля, когда запланированы массовые акции антипутинской оппозиции (а это субботы, когда в большинстве московских школ выходной день), в столичных школах назначен так называемый день профориентации школьников.

То есть, чтобы школьники и часть учителей добровольно не ходили на митинги оппозиции, власти экстренно придумывают контрольные, дни профориентации, начинают пугать эпидемиями гриппа и кори. Что не мешает той же власти публично принуждать учителей и учеников ходить на митинги в поддержку режима.

Пользуясь тем, что школьные учителя стопроцентно зависимы от госфинансирования, власть использует их как главных агентов фальсификации выборов по всей России: именно в школах открыто большинство избирательных участков, именно учителя составляют основу рядовых членов избирательных комиссий низового уровня. Руководство школ и вузов «нагибают» не только в Москве, где, по мнению власти, только и сосредоточены протестные настроения, но особенно в провинции.

Власть сознательно политизирует систему образования, заставляя учителей, а иногда и самих учащихся быть солдатами режима. Хотя профессиональные задачи школ в принципе не совместимы с любой политической конъюнктурой. Власть приходит и уходит, а страна и ее граждане остаются.

Между тем никто не отменял один из первых указов тогда только что избранного президента России Бориса Ельцина «О прекращении деятельности организационных структур политических партий и массовых общественных движений в государственных органах, учреждениях и организациях РСФСР» от 20 июля 1991 года. Первый пункт этого указа гласит: «Не допускается создание новых и деятельность существующих первичных организаций, комитетов и других организационных структур политических партий и массовых общественных движений… в государственных учреждениях, организациях, концернах, на предприятиях, расположенных на территории РСФСР, независимо от их подчиненности».

Школы и университеты как учреждения более не должны и не могут быть ни субъектами политической борьбы, ни объектами промывания мозгов официальной пропагандой.

Тем более что уже были публичные скандалы, в том числе получавшие адекватную оценку властей. В частности, был уволен директор московской школы № 268, который направил учеников на митинг-концерт в поддержку думских выборов и победы «Единой России».

7 и 8 декабря 2011 года в нескольких СМИ появилась информация о том, что учеников столичной школы № 268 вместо уроков без разрешения родителей повели на митинг «Единой России» на Пушкинской площади. В школе отрицали это, но информация подтвердилась. Выяснилось, что директор школы направил на политическое мероприятие лучших учеников в качестве поощрения, а тех, кто числился в отстающих, оставил на уроках. В итоге директор потерял свою должность.

Еще один скандал, связанный с грубым политическим давлением на систему образования, разгорелся вокруг известной 57-й московской школы (учитель этой школы Сергей Волков прославился открытым письмом протеста против нового образовательного стандарта старшеклассников, где знания откровенно подменялись пропагандой казенного патриотизма). Учеников этой школы предупредили, что те из них, кто оставляет «комментарии оппозиционного характера» в социальных сетях, могут столкнуться с трудностями при поступлении в высшие учебные заведения. Об этом на Facebook сообщила школьница Марья Овчарова. «Очень прошу обратить внимание тех, кто призывает заниматься своими делами. Пишет один из учеников старших классов 57-й школы: «Сегодня к нам в класс зашел завуч. Он сказал, что пришло письмо/звонок, в котором значилось, что вычислены ученики, которые пишут в социальных сетях оппозиционщину, и что у этих учеников могут возникнуть проблемы с поступлением и прочим. Такие же списки, как я знаю, пришли в МГУ и Высшую школу экономики».

Разумеется, школьники, учителя, директора школ, как любой другой гражданин страны, имеют полное право на выражение собственной политической позиции. Но только в личном качестве.

Есть желание ходить на митинги оппозиции — пожалуйста. Хотите посетить акцию в поддержку Путина и «Единой Росси» — на здоровье. Но без принуждения и разнарядок.

В этом смысле очень показательна история с письмом учителей московской школы № 1567, которые в открытом письме призывали своих выйти на митинг «За честные выборы» 24 декабря на проспекте Сахарова. Они специально отмечали, что зовут на митинг именно бывших, а не нынешних учеников. И, разумеется, сугубо добровольно.

Российская высшая и средняя школа нуждается в немедленной, безоговорочной и решительной деполитизации. В наших школах десятилетиями пытались воспитывать верных ленинцев и сталинцев вместо того, чтобы помогать понять полноценную и объективную картину мира, искорежив мозги миллионам людей.

Учить человека учиться и думать — главнейшая задача школы. А думающий человек разберется сам, каким богам молиться и какие партии поддерживать.

Система образования более не должна быть в России инструментом воздействия власти на мозги подрастающего поколения.