Размер шрифта
Маленький текст
Средний текст
Большой текст

Эксперт

Российские производители к вступлению в ВТО не готовы
Российские производители к вступлению в ВТО не готовы
РИА «Новости»

Русские боятся ВТО

Отечественные производители опасаются, что вступление в ВТО приведет к сокращению производства и потере рынков сбыта

Вячеслав Евсеев, Михаил Куткин

За 20 лет переговоров о вступлении в ВТО Россия так и не подготовилась к членству в этой организации. Уровень готовности страны к новым условиям торговли вызывает сомнения в эффективной защите российского бизнеса.

В ближайшие недели Россия ратифицирует протокол о присоединении к ВТО и уже осенью может стать полноправным членом организации.

Согласно принятым обязательствам, средневзвешенные импортные пошлины снизятся с 9,5% до 7,8%, причем средний тариф на промышленные товары понизится с 9,5% до 7,3%, на сельскохозяйственные товары — с 13,2% до 10,8%. Для большинства отраслей вводятся переходные периоды, некоторые снижают доступ на рынок единовременно в момент присоединения.

Значительная часть компаний оказались неподготовленными к ВТО, а достигнутые договоренности для многих неприемлемы как по уровню снижения пошлин, так и по срокам переходного периода. Приближение сроков ратификации протокола о присоединении к ВТО вызвало настоящий переполох у производителей. В последнее время поступали предложения от усиления защиты и отсрочки присоединения до проведения общероссийского референдума о вступлении России к ВТО. Правительство, однако, держит оборону, одновременно разрабатывая программы поддержки для чувствительных отраслей. Важным элементом этих программ должно стать информирование различных отраслей о правилах ВТО, включая организацию встреч и выпуск информационных материалов.

Сельскохозяйственные производители ожидают существенного роста импорта и просят дополнительной поддержки государства

Представители сельскохозяйственного сектора ожидают значительного наплыва импорта и опасаются за судьбу агрохолдингов, средних и малых хозяйств. Так, пошлины на молочные продукты постепенно снизятся с 19,8% до 14,9%, средний тариф на зерновые товары упадет с 15,1% до 10%. Импортная свинина внутри квоты будет ввозиться беспошлинно, при этом произойдет снижение пошлин за пределами действующей квоты 430 тыс. тонн с 75% до 65%, а с 2020 года квоты будут заменены 25-процентным плоским тарифом. В итоге

политика последних лет по самообеспечению страны свининой может закончиться неудачно, доля импорта в секторе, по данным РСПП, рискует достичь прежних 35—45%, а срок окупаемости инвестиционных проектов — увеличиться с 8 до 12 лет.

Пошлины на живых свиней в момент присоединения снижаются с 40% до 5%. Ранее с 2007-го по 2009 год действовала пошлина в 5%, что, как отмечают в Национальном союзе свиноводов, привело к росту импорта в указанный период в 3,5 раза. Производители опасаются возврата к показателям прошлых лет, что неизбежно приведет к снижению цен и сокращению отечественных производств. В Национальной мясной ассоциации отмечают, что в складывающихся условиях свиноводству потребуются дополнительные субсидии в размере 20 млрд рублей. Дополнительные ресурсы предлагается выделить в рамках увеличения разрешенной поддержки сельского хозяйства, размер которой в настоящее время не превышает $5 млрд, до $9 млрд.

Импортные пошлины на свежую, охлажденную и замороженную говядину внутри квоты снизятся до 15% с нынешних 50%. При этом на замороженную говядину импортная квота в 530 тыс. тонн остается без изменений, а квота на свежую и охлажденную говядину увеличивается с 30 до 40 тыс. тонн. За ввоз сверх квоты будут взиматься пошлины в размере 55%.

Производители красного мяса уже запросили у государства ежегодное увеличение поддержки на 17 млрд рублей.

Основные предложения по мерам поддержки сельскохозяйственных производителей были сформулированы РСПП 16 февраля текущего года в ходе проведения заседания подкомиссии по производству сельскохозяйственной продукции и ее переработке и направлены на рассмотрение правительства.

Птицеводческий сектор, переживающий бум производства, просит составления программы мер, но уже в поддержку экспорта. В данном секторе до 2020 года пошлина внутри квоты сохранится на уровне 25% при квоте в 250 тыс. тонн, а вот пошлина на импорт сверх квоты снизится с 95% до 80%. Однако в рамках обязательств по ВТО поддержка экспорта в форме субсидий будет запрещена.

Россия приняла на себя обязательства по ограничению мер поддержки сельского хозяйства. Государственная поддержка в рамках «янтарной корзины» к 2018 году не должна превышать $4,4 млрд, постепенно снижаясь с уровня $9 млрд в 2012 году.

В настоящее время на рассмотрении правительства находится подготовленная Министерством сельского хозяйства программа адаптации отрасли к условиям ВТО, направленная на максимальное снижение негативного эффекта в отрасли от присоединения к ВТО.

Отечественное автомобилестроение ищет различные способы защиты рынка

В автомобилестроении достигнуты договоренности по отступлению от правил ВТО до завершения инвестиционных проектов по промышленной сборке автомобилей и автокомпонентов на территории России. В результате к 1 июля 2018 года многие инвесторы должны выйти на окупаемость и начать получать прибыль. По окончании семилетнего переходного периода пошлины на новые и подержанные автомобили снизятся с 25% до 15% и 20% соответственно.

По просьбам отечественных автомобилестроителей Министерством промышленности и торговли в настоящее время разрабатывается законопроект по введению специального «утилизационного» сбора на подержанные автомобили, произведенные за пределами России.

Данная мера призвана снизить негативный эффект от снижения импортных пошлин. Основные выгоды от такого сбора, по экспертным оценкам, получит основные производители — «АвтоВАЗ», ГАЗ и «Соллерс».

«Соллерс», например, уже предпринимает попытки по ограничению импорта. В ноябре 2011 года по заявлению компании было инициировано антидемпинговое расследование в отношении легких коммерческих автомобилей из Германии, Италии, Польши и Турции.

Производители грузовой техники ожидают значительного усиления конкуренции. Новые грузовые автомобили массой от 20 тонн будут ввозиться уже через 3 года с пошлиной 5% взамен действующей сегодня пошлины 25%. Пошлины на подержанную технику снизятся с 30% до 15% сразу после присоединения и окончательно установятся на уровне 10% через 7 лет. Снижение импортных пошлин ставит под угрозу развитие отечественного машиностроения, а также риск исполнения инвестиционных контрактов.

Производители сельхозмашин ожидают значительного снижения представительства на российском рынке

По оценкам ассоциации производителей сельхозтехники «Росагромаш», к 2020 году доля российских производителей на рынке может снизиться с нынешних 50% до 15—20%. Максимальный переходный период в отрасли составит 4 года, пошлины на отдельные виды техники снизятся с 15% до 5%. В условиях снижения импортных пошлин вместе с сокращением господдержки многим предприятиям отрасли грозит серьезная реорганизация и сокращение производства.

Ассоциацией «Росагромаш» была проведена попытка организации всероссийского референдума о необходимости вступления России в ВТО, которая была без понимания встречена со стороны ЦИК РФ.

Тем не менее представители отрасли не оставляют попытки повлиять на решение до ратификации в парламенте.

Снижение импортных пошлин на гражданские самолеты ставит под угрозу развитие российского авиастроения

В отношении российских авиакомпаний принят ряд мер, направленных на развитие отрасли. В частности, государство компенсирует часть затрат при лизинге отечественных новых самолетов. Согласно достигнутым договоренностям, российские авиаперевозчики смогут пополнить парк техники за счет уменьшения пошлин. Так, импортные пошлины на широкофюзеляжные дальнемагистральные самолеты снизятся с 20% до 7,5% в течение 7 лет, на остальные самолеты за исключением легких — с 20% до 12% за тот же период.

Без выработки дополнительных программ развития отечественный авиапром, оставаясь еще в очень тяжелом положении, вскоре может оказаться перед настоящей угрозой выживания в условиях жесткой конкуренции.

Однако в Министерстве транспорта не видят серьезных угроз для отрасли, ссылаясь на успешное соперничество с зарубежными производителями, что подтверждается ростом сектора гражданской авиации на 32% за 2010—2011 гг. В то же время Союз авиастроителей России не смог оценить эффект от присоединения к ВТО, сославшись на отсутствие переведенной информации о российских обязательствах.

Компании предлагают использовать защитные меры

В 2011 году Центром по изучению вопросов таможенно-тарифного и нетарифного регулирования было проведено исследование «Инструменты защиты во внешней торговле в условиях присоединения России к ВТО». Конечный уровень связывания (т. е. допустимый уровень ставок) ввозных таможенных пошлин не отражает интересы 80% компаний, принявших участие в исследовании.

Среди основных угроз присоединения компании отметили возможное сокращение доли отечественного производителя на внутреннем рынке, снижение использования таможенного тарифа в качестве инструмента защиты отрасли, возможное снижение ставок ввозных таможенных пошлин на основную продукцию отрасли.

Основные преимущества от присоединения компании видят в снижении или отмене пошлин на высокотехнологичное оборудование и комплектующие. Мерами защиты, по мнению 60% респондентов, должно стать использование антидемпинговых, компенсационных и специальных защитных мер.

В ВТО существуют высокоэффективные средства борьбы против ограничения торговли. Большинство спорных вопросов в торговле товарами решаются с помощью применения антидемпинговых, компенсационных и специальных защитных мер. Преследуя цели улучшения условий торговли для своей страны, участники зачастую прибегают к процедуре разрешения споров ВТО. Однако, несмотря на то что страны при должном подходе могут приходить к нужному решению, дела рассматриваются в рамках жестко регламентированной процедуры, соблюдение которой требует высокой концентрации, значительных материальных и трудовых затрат. В этих условиях некоторые страны, обладающие базой хорошо подготовленных юристов и экономистов, зачастую оказываются победителями в спорах.

Уровень подготовки России к условиям ВТО вызывает беспокойство и ставит под сомнение возможность эффективной защиты отечественного бизнеса и влияния на условия торговли для российских предприятий. Успешное представительство России в ВТО потребует значительных усилий со стороны государства и бизнеса. Присоединение к ВТО должно увеличить роль российского бизнеса в формировании благоприятных условий развития и в конечном итоге качественно изменить содержание российского экспорта.

Авторы: Вячеслав Евсеев — директор Центра по изучению вопросов таможенно-тарифного и нетарифного регулирования; Михаил Куткин — менеджер проектов Центра по изучению вопросов таможенно-тарифного и нетарифного регулирования.