Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Победила дружба

Обществу предъявлен компромисс, уходящий корнями куда-то глубоко под ковры

Перемирие Следственного комитета с «Новой газетой» обесценивается не только тем, что оно состоялось при полном забвении правовых условностей: нет также и никакой уверенности, что на других своих фронтах ведомство Александра Бастрыкина хотя бы стилистически смягчит охранительное рвение.

Прекращение конфликта между главой Следственного комитета и «Новой газетой» напоминало процедуру примирения поссорившихся подростков: рукопожатия, обмен признаниями в «усталости», «горячности» и «эмоциональном срыве», обоюдные заверения, что с этой минуты конфликт полностью исчерпан.

И ни слова больше о том, что угроза убийством, будто бы прозвучавшая во время разборки Бастрыкина с заместителем главреда «Новой» Соколовым, — это состав преступления, и весьма серьезного. А если вся эта история выдумана «Новой газетой», то налицо злостная клевета, опять же строго преследуемая по закону.

И вдруг все забыто... И завершающий аккорд, придавший мирной церемонии уже откровенно фарсовый оттенок: телефонный разговор Бастрыкина со скрывшимся за границу Соколовым, закончившийся не только извинениями, но еще и премированием изгнанника часами.

Между тем участники конфликта на детей не похожи и занятия у них не детские. Александр Бастрыкин возглавляет одно из мощнейших охранительных ведомств, сам называет себя «министром» и еще накануне в газетном интервью заверял, что «извиняться перед «Новой газетой» мне не в чем», и просто-таки сыпал встречными обвинениями в «бреде», «вранье» и «подлости».

Последующий крутой поворот в оценках ситуации и в поступках сильно напоминает принудительный мир, заключаемый иногда подростками под давлением взрослых. Ведь интриги, участником и объектом которых является Следственный комитет, предельно интенсивны.

Александр Бастрыкин мог получить авторитетный совет, подлежащий немедленному исполнению, или же самостоятельно прийти к выводу, что расклад сил просто не оставляет ему другого выбора, кроме как замять этот скандал, хотя бы и ценой частичной потери лица.

Что же до внезапной покладистости «Новой газеты», то можно понять главного редактора Дмитрия Муратова, уже потерявшего погибшими нескольких своих сотрудников, а теперь встревоженного перспективой массированной атаки на журналистов, работающих на Кавказе. Ведь разнос, устроенный Бастрыкиным Соколову в Нальчике, происходил в присутствии «ста пятидесяти горячих кавказских парней, офицеров». Зато теперь, идя с «Новой» на мировую, Бастрыкин пообещал, что специально соберет там «персональный состав» и «проведет соответствующую работу».

Но многие из вчерашних защитников «Новой» почувствовали себя участниками чужой игры и проявлять понимание ее зигзагов не спешат. «Что означает «пожали друг другу руки и сказали, что конфликт исчерпан»? Мы сутки требовали объяснений от Следственного комитета, который нагло молчал. Мы подписывали письмо от Хартии журналистов, наши журналисты пикетировали СКР, их сажали в автозак и вдруг «пожали руки»??? Я сегодня в эфире звонил в СК и требовал ответа, а там бросали трубку! Я хочу знать, кто кого кинул… Возили ли человека в лес? Кто лгал — Соколов или Бастрыкин? Если использовали меня и моих коллег для решения каких-то закулисных вопросов, то пусть никто в дальнейшем не ждет лично от меня никакой поддержки…» Это Матвей Ганапольский, обозреватель «Эха Москвы».

Такие чувства легко понять. Тем более что в ходе примирительной процедуры в «Интерфаксе» Бастрыкин все-таки признал факт агрессивной, с глазу на глаз, разборки с Соколовым, произошедшей после их возвращения из Нальчика. Правда, состоялась она вроде бы не в лесу, а только рядом с лесом, где-то на обочине. Но ведь существа вопроса эта пейзажная подробность не меняет.

Сначала высокопоставленный чиновник грубо и публично оскорбил журналиста, сам пригласив его на совещание в Нальчик. А потом, по дороге в Москву, уже и прямо угрожал ему. Событие слишком скандальное, чтобы участники этой истории могли по собственному почину ее замять, хотя бы даже и простив друг друга.

В правовом государстве это повлекло бы за собой по меньшей мере служебное, если не судебное, расследование. А также, учитывая должность, занимаемую Александром Бастрыкиным, еще и публично высказанные оценки его действий из уст первых лиц государства. Вместо всего этого обществу предъявляется некий компромисс, корни которого уходят куда-то глубоко под ковры.

И можно было бы с учетом нашей специфики порадоваться даже и этому акту мира как признаку хотя бы стилистического смягчения нашей охранительной системы, если бы не каждодневные доказательства, что никакого смягчения как раз и нет.

Наоборот. Именно сейчас Следственный комитет резко расширил границы того, что он сам себе позволяет. Растущая легкость, с которой принимаются решения об арестах оппозиционеров. Взломы их квартир в отсутствие хозяев. Залезание в чужие постели. Изъятие предполагаемых вещдоков, напоминающее грабеж. И тут уж никто не извиняется перед пострадавшими и не преподносит им часы с эмблемой Следственного комитета.

Худой мир, пусть даже и неискренний, неформально организованный и пренебрегающий юридическими процедурами, все равно лучше доброй ссоры. Но при условии, если за этим действительно стоит готовность умерить карательный азарт, а не банальное желание избавить себя от проблем на отдельном участке, ничуть не мешающее репрессивным мероприятиям на всех других направлениях.

Новости и материалы
США не будут вводить санкции против ЦАХАЛ, несмотря на нарушения прав человека в Палестине
Певица Жасмин показала фото со свадьбы сына, на которую потратили более 10 млн рублей
Серега рассказал, что поменял бы в творчестве Shaman
Матч между ЦСКА и «Спартаком» назвали бездарным зрелищем
Названа стоимость нового кроссовера Duster
В ЦБ РФ назвали последствия выдачи «бесплатных денег» отдельным отраслям экономики
Москвичей предупредили о похолодании в начале мая
Набиуллина сообщила, как ЦБ собирается бороться с мисселингом
В Коми полицейские заставляли невиновных писать явки с повинной и «раскрыли» так 16 дел
Польский генерал сообщил об одной из главных целей ВС РФ на Украине
Россиянка дала соседке телефон для вызова скорой, но та его продала
Эминем планирует избавиться от своего альтер эго в новом альбоме
Пьяный россиянин изнасиловал девятилетнюю девочку, пока ее матери не было дома
Политолог заявил о последствиях отказа ВСУ от танков Abrams
В ЦБ сообшили о переходу к сбалансированному росту во II квартале
В Брянской области умерла раненная при атаке дрона женщина
Разработчики S.T.A.L.K.E.R. 2 выпустили новый короткий трейлер
В ЦБ задумались над дополнительным регулированием платежей на маркетплейсах
Все новости