Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Совесть политического класса

Сергей Шахрай о том, что Конституцию не нужно переписывать — ей нужно следовать

Бесконечные разговоры о якобы назревшем пересмотре Конституции привели к одному плачевному результату: общество не слишком ценит и еще меньше уважает Основной закон страны. Хотя электоральные массы ждут и требуют от власти именно того, что в нем записано и обещано. А правящее меньшинство, не в последнюю очередь благодаря Конституции, получило двадцать лет политической стабильности.

Конституция реализована не более чем на 60%

По данным ВЦИОМ, текст Конституции читали лишь 18% россиян, 59% утверждают, что «знакомы с ее положениями», каждый пятый респондент не имеет ни малейшего представления о ее содержании. При этом 45% опрошенных называют возможным и желательным внесение в Конституцию усовершенствований и дополнений.

Более того, как свидетельствуют опросы, социологическое большинство едва ли считает декларируемые Конституцией ценности «своими», ассоциируя их скорее с интересами нелюбимого начальствующего бизнес-класса. Правящие же элиты, со своей стороны, далеко не всегда способны, как в случае с несостоявшейся реанимацией института прописки, удержаться в своих законодательных инициативах и публичных практиках от пересечения прочерченных Конституцией демаркационных линий.

Все это – зримые признаки ментального отчуждения общества от власти (с институциональным устройством и даже внешним интерфейсом которой подавляющее большинство граждан ровно так же не знакомы) и их обоих – от идеологических, ценностных основ государства. Излишне говорить, насколько такая ситуация усугубляет риски политической нестабильности и для общества, и для государства, значительная часть подданных которого не знает, в чем состоит его миссия и на чем основана его легитимность.

Однако все вышеперечисленное никак не может считаться поводом для сомнений в актуальности действующей Конституции. А тем более – поводом к ее пересмотру.

Конституция 1993 года стала «планом будущего» для России. Она содержала и утверждала целый набор образцов, целый спектр моделей желаемого будущего – в экономике, в федеративных отношениях, в политической системе.

Конституция обладает огромным потенциалом даже при существующих ее недостатках. В целом она реализована не более чем на 60%.

В основном законе содержатся в «свернутом» виде несколько базовых моделей развития государства и общества, каждая из которых за неполное двадцатилетие воплощена в жизнь в разной мере. Например, приоритет прав и свобод человека над государством реализован, на мой взгляд, на 30%, модель рыночной экономики и социального государства – менее чем на 30%, модель кооперативного федерализма реализована на 38%, модель президентско-парламентской республики – более чем на 100%, а норма об административном судопроизводстве – на 0%.

Празднование 20-летия Конституции – прекрасный повод напомнить и «верхам», и «низам», что это не просто три десятка скрепленных степлером листков, на которых напечатан некий акт, пусть и обладающий высшей юридической силой. Конституция – это сумма ценностей, смыслов, процедур и технологий, образующих основу правовой системы страны. Живой, работающий механизм, объединяющий общество и государство в единое целое. Помогающий решению ключевых задач развития страны. Именно Конституция обеспечивает гарантии стабильности общества. И она же создает необходимые условия и разумные ограничения для свободы общественного и политического творчества, способствуя адаптации государственного управления и гражданского общества к новым вызовам стремительно меняющейся современности.

Конституционному праву как науке уже полтораста лет, однако подлинное понимание места и роли конституций в жизни обществ и государств сформировалось, как мне представляется, лишь совсем недавно, на рубеже столетий. Когда эти документы стали изучаться не «в пробирке» (как это делали классические правоведы), а по результатам их «химической реакции» с окружающим миром. В наступившем десятилетии политические элиты США и стран ЕС вдруг обнаружили, что их технологии «глобальной демократизации» не оправдывают ожиданий. Сначала продемонстрировала свою несостоятельность так называемая вашингтонская гипотеза, сторонники которой полагали, будто либеральные экономические реформы непременно приведут к установлению либерального демократического режима. Потом выяснилось, что универсальный рецепт Запада для развивающихся стран – «провести демократические выборы и принять новую конституцию» – отнюдь не гарантирует возникновения там устойчивых демократий. Все процедуры и алгоритмы соблюдались до буквы, однако вместо стабильных государств в странах третьего мира доминируют слабые режимы, погрязшие во внутренних конфликтах и коррупции.

Сила и слабость основных законов

На сегодняшний день самым актуальным для зарубежных исследователей-конституционалистов становится вопрос, почему одни конституции способны жить долго и при этом менять мир, а другие умирают еще во младенчестве.

Вывод, основанный на исследовании функциональности и эффективности более чем 300 конституций, принятых в период с 1789 по 2005 годы, не внушает экспертам оптимизма: большинство написанных как под копирку демократических конституций не доживают, как выяснилось, даже до своего совершеннолетия. Средний период их «полураспада» составляет всего 17 лет.

В США, Канаде и странах ЕС опубликована масса прикладных работ, авторы которых пытаются (и зачастую небезуспешно) проследить связь между смысловым, концептуальным качеством основного закона и жизнеспособностью порожденного им конституционного строя. В расчет берутся многие показатели: уровень сбалансированности и технологической «состыкованности» конституционных норм и институтов, эффективность системы разделения властей и властных процедур, а главное – соответствие «конституционного дизайна» конкретной страны ее политическим традициям, достигнутой ею ступени развития гражданского общества, прецедентным сценариям поведения правящей ею элиты и пр. Идеи, принципы и даже формулировки, заложенные в конституциях, можно сравнить с «кирпичиками» генов в спирали ДНК. Значение имеют их набор и комбинация, а также особенности их внутреннего строения.

Кроме того, прежде считалось, что в функциональном отношении конституция всего лишь закрепляет «общественный договор», фиксирующий расстановку политических сил и достигнутый консенсус элит. Сегодня ведущие правоведы-конституционалисты склоняются к мнению, что подавляющее большинство эффективных конституций, включая самую старую в мире Конституцию США, на самом деле не столько символизируют достигнутый консенсус, сколько выступают как особый инструмент управления общественными, политическими и институциональными изменениями.

Конституция понимается как стратегический документ, где содержится описание целей и миссии общественного развития, а также алгоритмов взаимодействия всех участников этого процесса, чтобы цели были достигнуты, а миссия – реализована.

По большому счету, если конституция не показывает людям, куда нужно стремиться и что следует для этого делать, она становится никому не интересной и в конце концов политически умирает.

Современные конституции как раз и создаются (либо корректируются, как это имело место в прошлом и нынешнем столетиях в США, Швейцарии, Израиле, Саудовской Аравии и пр.) ради обеспечения сходного понимания общенациональных и общегосударственных задач всеми ветвями власти и политическими силами. Особое значение это имеет в эпоху системных трансформаций, когда страна еще только выбирает новую траекторию движения.

Российской Конституции скоро 20 лет, и есть все основания надеяться, что ей суждена долгая жизнь. Она рождалась в условиях политического и экономического кризиса, на фоне резкого раскола элит, поставившего страну на грань гражданской войны. Она замышлялась как концептуальная основа и инструмент для строительства новой государственности, новых федеративных отношений, новой экономики, новой социальной реальности. Как один из авторов Конституции хочу отметить, что с этой ролью она успешно справилась.

При разработке проекта Конституции нам, ее авторам, пришлось идти «от противного»: раз ее невозможно было принять как отражающий общественное согласие консенсусный документ, значит следовало написать такой документ, который мог бы стать платформой и одновременно стимулом для постепенного восстановления общественного согласия.

Конституции оказалась по плечу и эта режиссерская «сверхзадача». Она выдержала проверку политическими кризисами 1993-го, 1996-го, 1998–1999-го.

Документ гражданского примирения и одновременно документ развития, Конституция, как показало время, обладает свойством «саморазвития». Способностью «переформатировать» действительность в заданном направлении, несмотря на отсутствие в России 1993-го политического консенсуса и временную слабость институтов государства.

Президент и Конституционный cуд: триггеры нового порядка

С одной стороны, Конституция содержала ключевые принципы общественного устройства, против которых не могли возражать ни правые, ни левые. Все эти «заповеди» изложены в самой первой главе «Основы конституционного строя» и максимально защищены юридически. Внесение изменений в этот раздел возможно только путем референдума или созыва специального Конституционного собрания. Таким образом, возникли «точки сборки общественного согласия». В 1993-м и в последующие годы это помогло предотвратить эскалацию политико-идеологического раскола обществе и обеспечить жизнеспособность государственных устоев. С другой стороны, Конституция сформировала институты, инструменты и процедуры, пригодные для создания среды, в которой могли бы сосуществовать конкурирующие элиты.

В середине 1990-х годов главным инструментом для продвижения идей и принципов Конституции стали Конституционный суд и президент. Это не просто структурно-логические звенья в системе разделения властей. Они выступили как несущая опора, ключевая матрица и одновременно двигатель перемен. Кроме того, оба института сыграли, как сказали бы наши зарубежные коллеги, контрмажоритарную роль, законным образом противостоя артикулированной воле большинства. Только они оказались способны поправить решение, принятое, к примеру, федеральным или региональным парламентом, если оно нарушало права человека и гражданина либо не соответствовало Конституции и национальным интересам страны.

В условиях прямого противостояния элит и ветвей власти жизненно необходимым было наличие единого смыслового центра и единого лидера, способных, несмотря на все колебания и шатания законодательной власти, обеспечить проведение реформаторского курса.

В 90-е годы, когда политически расколотая Государственная дума в течение почти десятилетия не принимала самых необходимых законов в области государственного устройства, федерализма, избирательного права, защиты прав и свобод граждан, именно решения Конституционного суда позволили заполнить этот правовой пробел. А попутно способствовали созданию в России элементов прецедентного права.

Главе государства, со своей стороны, приходилось постоянно выступать арбитром во взаимоотношениях между парламентом и правительством по поводу распределения полномочий, брать на себя ответственность за принятие непопулярных социально-экономических решений и опять-таки за ликвидацию «пробелов» правового регулирования, в том числе и в сфере обеспечения гарантий демократии, выборности, многопартийности, свободы слова и политической деятельности, причем зачастую на фоне прямого противодействия законодательной власти.

Важно отметить, что наряду с конструктивной функцией, президент и Конституционный суд выполняли также функцию охранительную, особенно в период 1993–1999 годов. Фактически президент России как верховный политический арбитр и Конституционный суд как верховный юридический арбитр довольно долгое время играли роль «парового клапана», помогая обществу и политическим элитам «снизить давление».

Сотни согласительных процедур инициировал президент, десятки дел были рассмотрены в Конституционном суде по вопросам взаимоотношений ветвей власти, становления федерализма, обеспечения равных гарантий избирательных прав граждан на всей территории страны. Именно это во многом способствовало удержанию политической и экономической ситуации в стране, как говорится, в «штатном режиме», помогало избегать «срыва» опасных политических конфликтов в неконтролируемое русло.

К тому же в результате действий Конституционного суда неуклонно формировались жесткие прецедентные сценарии правового поведения политических элит, своего рода «дорожные карты», в согласии с которыми должны были двигаться все участники политического и законодательного процесса. Так создавалась должная правовая реальность – то есть та, что соответствует нормам и принципам, заложенным в Конституции страны.

Особенности национальной мифологии

В этой связи хотел бы остановиться на критике некоторых мифов о российской Конституции, бытующих в среде сторонников ее ревизии. К примеру, о том, что наша Конституция является суперпрезидентской. Это не так.

В Конституции заложена модель президентско-парламентской республики с весьма сложной системой сдержек и противовесов. К примеру, Основной закон не содержит никаких препятствий для создания в нашей стране правительства парламентского большинства. Для закрепления новой политической традиции потребуется лишь внести несколько поправок в федеральный конституционный закон «О правительстве» и регламент Государственной думы. Однако в кризисных ситуациях, когда затяжные дискуссии ведут к катастрофе, глава государства может законно взять управление на себя. Равно как и всю ответственность за принятые решения. Это абсолютно не противоречит идеям демократии. Напротив, это гарантия успеха демократических реформ, если, к примеру, конкретный депутатский корпус оказался политически слишком косным и безответственным либо не слишком профессиональным.

Не менее распространенный миф состоит в том, что Конституция неудачна, потому что в ней, дескать, слишком много «воздуха» и свободы для политических импровизаций.

Я уверен, что свободы «слишком много» не бывает. На самом деле надежды превратить Конституцию в бюрократическую инструкцию свидетельствуют о незрелости политических элит и гражданского общества. Зрелые элиты в рамках развитой демократии умеют следовать принципам и законам независимо от того, насколько суровы санкции за их невыполнение.

Думаю, стремление конкретизировать Конституцию объясняется желанием применить к сферам законотворчества и госуправления бизнес-технологии риск-менеджмента. В результате во всех документах, включая федеральные законы, степень детализации теперь стремится к бесконечности.

Так, в законе 1995 года о порядке формирования Совета федерации текст состоял всего из 700 знаков. А действующему закону (в редакции от 2 апреля 2013 года) потребовалось в 36 раз больше букв – свыше 25 тысяч. Но я бы не сказал, что Совет федерации 1995 года выглядел менее эффективным, чем сегодняшний. Или еще пример.

В 1995 году законодателям потребовалось чуть больше 17 тысяч слов, чтобы написать закон о выборах депутатов Госдумы. В нынешнем тексте их почти 58 тысяч (это около полумиллиона знаков). А что в результате? Все детально урегулировано, но критики меньше не стало.

Чем больше мы пытаемся контролировать риски, тем больше возникает неожиданных вызовов. И к неожиданностям могут оказаться не готовы прежде всего политические элиты, что привыкли действовать только по регламенту, утратили способность небанально реагировать на кризисные ситуации. Это любимый сюжет мирового кинематографа: там, где дает сбой система, мир спасает герой-одиночка, действующий не по шаблону.

Ни детально проработанная конституция, ни подробные регламенты, ни даже могущественные информационные и консалтинговые системы не смогут предугадать и предотвратить все риски и угрозы, а тем более заменить собой ответственного лидера, способного принимать решения и нести за них ответственность. Да, Конституция не содержит готовых рецептов на все случаи жизни. Но это не недостаток, а благо. Это заставляет всех нас постоянно размышлять над тем, что значит в каждом конкретном случае «действовать по Конституции».

Когда человек не знает, как ему правильно поступить в сложной моральной ситуации, ему обычно советуют: «Поступай по совести». Когда в подобном затруднении оказываются политики, они должны поступать по Конституции.

Конституция Российской Федерации – это совесть отечественного политического класса. Ее не нужно переписывать — ей нужно следовать.

Автор – заслуженный юрист Российской Федерации, доктор юридических наук, профессор

Новости и материалы
Войска РФ уничтожили склады боеприпасов ВСУ
Доллару пророчат постепенный рост к декабрю этого года
Каждый третий россиянин пользуется общественным транспортом в путешествиях по стране
Стало известно об уничтожении французских агентов в зоне СВО
Российские войска подавили более 10 БПЛА над Кубанью
Названа неожиданная локация, где россияне собрались проводить майские
«Вашингтон» Овечкина потерпел третье подряд поражение от «Рейнджерс» Панарина
Маск обратился к Белому дому по поводу Украины
Булыкин одним словом оценил игру ЦСКА со «Спартаком»
Стало известно, почему ВСУ отказались от использования Abrams на фронте
Стало известно, сколько стоит пожарить шашлык на майских праздниках
Россиян предупредили о возможных нарушениях при готовке шашлыков
В России заявили, что США перешли рамки дозволенного
На Западе рассказали, как осуществляются платежи России в Китай
В трех штатах США проходят мощные торнадо
В Туле представили ретранслятор для FPV-дронов с неограниченной дальностью
В Минздраве рассказали о реакции пациентов на препарат от болезни Бехтерева
В США ликвидировали первый потерпевший крах в этом году банк
Все новости