Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Проследить за всем

Георгий Сухадольский о новой контрактной системе в сфере госзакупок

С 1 января вступает в силу новая контрактная система — №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Ее ключевым достижением должна стать переориентация на конечный результат. Однако есть и возможные риски — большой объем новых нормативных документов и их сложность позволят корректно работать с ними только профессионалу.

Действующая система размещения государственного и муниципального заказа, оборот в которой превышает 8 трлн руб., затрагивает почти всех. Так, прокуратура в очередной раз назвала госзакупки одной из самых подверженных коррупции сфер и признала, что существенно снизить уровень коррупции в ней так и не удалось.

С 1 января вступает в силу новая контрактная система. Ключевым ее достижением должна стать переориентация на конечный результат. Новая контрактная система будет затрагивать весь цикл приобретения товаров и услуг: выявление потребностей госзаказчика, прогнозирование и планирование, закупочные процедуры, исполнение контракта и оценку результата.

Логика нынешней системы госзакупок по 94-ФЗ проста — чем ниже цена, тем лучше. Одна из ключевых проблем в том, что заказчики ориентированы не на достижение цели, а на соблюдение формальных процедур. Они следят не за тем, для чего проводится закупка и как она удовлетворит нужды, а за процессом.

С прошлого года в сам процесс разрешили вмешиваться сторонним наблюдателям — общественным контролерам. Пока речь идет лишь о замечаниях к самым дорогим лотам — свыше 1 млрд руб. (на федеральном уровне). По подсчетам Счетной палаты, за полтора года (с июля 2011-го по конец 2012-го) это в общем объеме полтора триллиона рублей. Год от года количество крупных закупок только растет. Счетная палата готова перенять американский опыт аудита закупок, общественность — ждет «сквозного» раскрытия информации о торгах.

У нас уже есть результаты отслеживания документации крупных закупок. Так что можно систематизировать уловки, недочеты, а где-то просто забывчивость.

В рамках процедуры общественных обсуждений крупных закупок Национальная ассоциация институтов закупок (НАИЗ) в январе — июне проанализировала 116 процедур — это более 258 млрд бюджетных рублей. Замечания были примерно в половине случаев, где в той или иной мере просматривается ограничение конкуренции. В частности, в пяти случаях заказчик некорректно указывал классификационный код продукции, не соответствующий предмету закупки, что затрудняет для потенциального поставщика поиск информации о торгах.

Полный пакет документов заказчики не разместили в 32 случаях, в двух — «забыли» конкретизировать, какой доступ саморегулируемой организации требуется, в трех — нарушили сроки, еще в трех — разбили документацию на множество архивов.

Говорить о важности реального соперничества конкуренции в рамках проводимых конкурентных процедур не имеет смысла. Это догма. Есть пример. Заказчик — департамент государственного заказа Ямало-Ненецкого автономного округа — из технического задания представил только ТЗ на подключение видеонаблюдения за ходом строительства объекта. После замечаний НАИЗ и публикации недостающих документов проведен аукцион с участием двух компаний. При начальной (максимальной) цене контракта 3 700 001 050,00 победитель аукциона опустился до 2 775 000 787,5 руб. Экономия — более 925 925 млн руб., или 25%!

К слову, большинство заказчиков, размещавших неполный пакет документов, после замечаний со стороны НАИЗ либо добавляли недостающую документацию, либо отменяли закупку и размещали ее заново уже с полным пакетом.

Среди остальных способов ограничения конкуренции — формальный подход к определению начальной (максимальной) цены контракта и создание закупки под конкретного поставщика, даже в том случае, если данный сегмент рынка является конкурентным.

В третьем квартале этого года у экспертов было уже меньше замечаний. Проанализировано 58 закупок на 133 млрд руб. В 14 закупках (24%) выявлены признаки ограничения конкуренции.

В ходе мониторинга обнаружены новые способы «затачивания» документации под определенного поставщика. Например, при проведении конкурса в качестве критерия отбора победителя устанавливается срок исполнения контракта при минимальных штрафах за их нарушение. Победу в таком конкурсе может одержать поставщик, предложивший наименьшие сроки и максимальную цену контракта. При этом сроки исполнения в итоге могут быть и сорваны, так как штрафы составляют менее одного процента от общей стоимости заказа.

Эти примеры показывают, насколько большие надежды возлагаются на внешний контроль. В общей сложности сверхдорогие госзакупки будут проходить через три этапа общественного контроля.

Впрочем, дорогие закупки — не единственная сфера, где могут возникнуть проблемы. Основные риски внедрения новой контрактной системы могут быть связаны с курсом на охват всех стадий закупок и профессионализацию отрасли. Большой объем новых нормативных документов и их сложность позволит корректно работать с ними только профессионалу.

Правила закупок вменены и совсем мелким госзаказчикам — школам, библиотекам и так далее. Если бухгалтер или библиотекарь с трудом, но все-таки справлялись с нынешней системой, то новая, вероятно, будет не по силам. Итог может быть плачевным — срыв закупок, массовые нарушения, ошибки от незнания, а значит, штрафы. В регионах санкции могут превышать месячную зарплату.

И здесь на первый план выходит одна из общеэкономических российских проблем — нехватка профессиональных кадров. К сожалению, сейчас в нашей стране просто нет такого количества специалистов по госзаказу. Так что нужно либо срочно учить людей, либо упрощать небольшие закупки.

В целом же внедрение новой контрактной системы, которая ориентирована на стоимость всего жизненного цикла закупаемой продукции, — важный шаг вперед.

Но надо идти еще дальше: оценивать не экономическую выгоду, а достижение необходимых социальных эффектов. Например, нередки случаи, когда приобретается качественное медицинское оборудование по приемлемой цене для больницы, в которой нет помещения под него или просто нуждающихся пациентов. В таких случаях закупку сложно считать эффективной. Поэтому необходимо понимать общую логику: чего мы хотим достичь, проводя ту или иную процедуру?

Выгоду от контрактов жизненного цикла или социальных эффектов нельзя измерить в рублях. Сколько будет стоить, например, повышение уровня комфорта и качества жизни россиян в результате создания современной системы госзакупок?

В целом система госзакупок для повышения эффективности должна усложняться. Сегодня при проведении закупок удовлетворяются в основном сиюминутные потребности. Но в государственном масштабе необходимо планировать на годы, десятилетия вперед. В то же время проводить такие сложные закупки в тех же формах, что и закупки канцелярских принадлежностей, нельзя. Необходимы инновационные процедуры, которые будут включать несколько этапов и разные формы оценки достигаемых социально-экономических эффектов.

Автор — исполнительный директор Национальной ассоциации институтов закупок

Новости и материалы
В художественной гимнастике переименовали элементы, названные в честь россиянок
Новая Nintendo Switch получит магнитные держатели контроллеров
Власти Оренбуржья объяснили задержки выплат пострадавшим от паводка
Работница российского банка спасла клиентку от телефонных мошенников
Симулятор ликвидаторов аварии на Чернобыльской АЭС выйдет в июне
В российском городе сдетонировало самодельное взрывное устройство
В Пентагоне назвали преимущество России перед Западом
Из App Store удалили программы для оголения девушек на iPhone
Стало известно, сколько рублей кабмин выделит Оренбуржью
Стала известна причина осторожной игры в матче ЦСКА — «Спартак»
В Литве призвали готовиться к тому, что пакет помощи Киеву от США окажется последним
В аэропорту Кишинева, куда прибыл рейс с Гуцул, объявлена эвакуация
В Китае нашли самую большую и богатую гробницу правителя древнего царства Чу
Почти все современные ПК на Windows рискуют получить метку об устаревшем железе
«Реал» запретил Мбаппе участвовать в Олимпиаде
Муж главы Гагаузии сообщил, что с супругой нет связи после ее прилета в Кишинев
Названы решающие матчи Джикии для продолжения карьеры в «Спартаке»
Губерниев пожелал Валиевой овладеть тремя профессиями
Все новости