Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Свобода и колбаса в обмен на Крым

В России назрел новый договор между обществом и властью

Российский общественный договор в упрощенной формулировке «свобода в обмен на колбасу» был фактически расторгнут в 2011 году, когда люди вышли на Болотную. В обиде на «креативный класс» власть подготовила новое соглашение с той значительной частью общества, которая готова поступиться и свободами, и даже колбасой ради «исторической справедливости».

Пока крымчане праздновали результаты референдума и присоединение к России, люди, знакомые с российскими выборными и политическими реалиями, скептически замечали, что жители Крыма еще не поняли, что этот референдум может быть последним в их жизни, а «народный мэр Севастополя» — последним избранным мэром. Сегодня глава конституционной комиссии Крыма уже говорит, что референдум по поводу крымской конституции не нужен, потому что обсуждение основного закона народом — это «псевдодемократия, это такой совок».

Справедливый скепсис, впрочем, был бессмысленным лишь в одном изначальном предположении, что якобы крымчане голосовали за какое-то право на самоопределение и право вообще.

Крым просто хотел в Россию. Крым хотел туда, где, как ему рассказали, высокие пенсии, зарплаты врачам и учителям и стабильная власть, в отличие от постоянных киевских дрязг.

Крым сегодня находится где-то в российских девяностых не только по репертуару в кабаках и включению воды два раза в день — сейчас крымчане на пороге подписания того, что в середине нулевых в России назвали «общественным договором». Того, что лет пять назад интеллектуальные околокремлевские круги (да и президент Дмитрий Медведев позже) описывали словами «колбаса в обмен на свободу»: мол, общество было готово отказаться от некоторых гражданских прав и свобод в обмен на стабильность, экономический рост, зарплаты и пенсии.

Прямо как крымчане сейчас — они все прекрасно знают про Россию с ее антисиротскими законами, регулированием интернета и Дмитрием Киселевым, но готовы все это принять в обмен на зарплаты и стабильную власть.

Тот российский общественный договор был фактически расторгнут в 2011 году. Когда вдруг оказалось, что свобода и выборы — это для многих такая же неотъемлемая часть потребления, как колбаса. Когда сотни тысяч людей и им сочувствующие сказали, что больше не готовы есть колбасу без свободы. Потому столько обиды у правящей элиты и осталось на «креативный класс»: мы их выкормили, вычистили, а они нам «фигвамы» рисуют и демократии требуют. Потому и будет столь нежно любим и лелеян долгое время полуостров — как младший ребенок, который снесет суровое воспитание в обмен на родительскую опеку и карманные деньги.

Крым смотрит на наши переживания по поводу падения рубля, китаизации интернета, закрытия НКО и запретов на инакомыслие, как ребенок из коммуналки — западный ситком, где его сытый ровесник отстаивает право на замок на двери личной комнаты.

Как нельзя кстати Крым заполнил и вакуум нового — только формулируемого сейчас — договора между властью и российским обществом. Если вы думали, что колбаса неотделима от свободы, то отказывайтесь и от того, и от другого: теперь нам предлагают договор «колбаса и свобода в обмен на историческую справедливость». И если вспомнить, общество подталкивали к нему последние пару лет.

Скандалы с соцопросами про блокаду, с обсуждением корректных исторических сравнений и параллелей, мультимедийные скрепы в Манеже — все это понемногу должно было разжигать в россиянах чувство должной «исторической справедливости», фейерверком которого стало возвращение Крыма.

Теперь россияне готовы смириться с уходом пенсионных накоплений на благо Крыма. Почти готовы отказаться от электронных платежей или заграничных поездок — это ведь в глазах нации «победителей» санкции побежденного озлобленного Запада. 57% россиян, согласно данным ВЦИОМа, считают, что экономические санкции не столь значимы, чтобы отказываться из-за них от Крыма. Россияне готовы пожертвовать и свободами: 72%, по данным ФОМ, считают, что допустимо умалчивать общественно значимую информацию в «государственных интересах», еще 54% допускают искажение информации в тех же целях.

И вопрос сегодня даже не в том, почему нельзя получить и первое, и второе, и третье одновременно, а в том, какой дефицит — колбасы или свободы — раньше приведет к расторжению этого нового соглашения.

Новости и материалы
Экс-руководитель магаданской Росавиации отправлен в СИЗО
Глава МИД КНР рассказал, чем обернется конфликт США и Китая
Россиянам объяснили, почему нельзя выучить язык по приложению
ВС России уничтожили пункты управления беспилотниками ВСУ в Херсонской области
МИД КНР предостерег США от пересечения красных линий
У Днепровской флотилии появятся новые боевые корабли
Квесты по русским фильмам откроются в 2024 году
Армия Израиля нанесла удар по объектам «Хезболлы» в Ливане
Экс-агент ЦРУ раскрыл план по поражению России
Аналитики рассказали, какие квартиры предпочитают покупать зумеры
В Пекине прошла встреча госсекретаря США и главы МИД КНР
ВСУ покинули позиции на одном из важных укрепрайонов в Красногоровке
Россиянам объяснили, почему нельзя сжигать прошлогоднюю траву на даче
Австрийский полковник заявил, что нехватка войск грозит ВСУ эффектом домино
Стало известно об искажении полной стоимости кредитов на финансовых маркетплейсах
Байден не интересуется действиями Трампа в судебных процессах
В Венесуэле сообщили, что страна считает себя частью БРИКС
Выяснилась причина, зачем родители нагружают детей секциями и проверяют их телефоны
Все новости