Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Антикризисный план-2

Сможет ли Греф стать Гайдаром наших дней

Создание «центра реформ», предложенное Германом Грефом, могло бы помочь стремительно стагнирующей российской экономике в условиях, когда правительство явно не готово к принятию радикальных непопулярных шагов. Однако неизвестно, насколько сегодня президент реально готов к проведению серьезных реформ и не помешает ли этим планам продолжающаяся война на Украине.

Глава Сбербанка, экс-министр экономики Герман Греф предложил президенту Владимиру Путину создать в правительстве некий «центр реформ», который занялся бы разработкой и реализацией этих самых реформ. Подчиняться он должен напрямую премьер-министру, то есть иметь самый короткий выход на президента. По мнению главы Сбербанка, вся система госуправления сегодня нуждается в модернизации: чиновникам надо добавить мотивации и ответственности, а также сократить количество поручений и ввести проектный принцип управления.

На первый взгляд предложения экс-министра носят исключительно технически-бюрократический характер.

Но фактически это красная карточка правительству Дмитрия Медведева, своеобразный ультиматум.

Причем можно с уверенностью сказать, что Герман Греф озвучил президенту консолидированную позицию либеральной части политической элиты и бизнес-сообщества.

Сегодня Россия вошла в период затяжной рецессии, в основе которой лежат не только западные санкции и российские антисанкции, но и множество внутренних факторов. Большинство текущих проблем вызвано не столько неправильной экономической политикой правительства, сколько вообще практически полным отсутствием какой-либо внятной политики.

Поддержание стабильности и формальное выполнение майских президентских поручений могло быть приемлемым только в условиях постоянного роста цен на нефть и восстановления экономики в первые семь лет нового века. Но сегодня от правительства требуется активная и даже агрессивная политика. А этого кабинет министров не делает.

Мало того, денежные власти своими собственными руками в конце прошлого года уронили рубль, устроив «черный вторник», причем сделали это так, что у некоторых участников рынка и экспертов возникло ощущение: правительство и Центральный банк ситуацией не управляют, а по непонятным причинам следуют в фарватере у спекулянтов.

Видимо, последней каплей, переполнившей чашу терпения либеральных элит, стал антикризисный план, предложенный подчиненными Дмитрия Медведева. Они не нашли ничего лучше, как скопировать меры, с помощью которых боролись с кризисом 2008–2009 годов. Хотя всем очевидно, что факторы, лежащие в основе сегодняшней рецессии, в корне отличаются от тех условий, которые привели к спаду экономики шесть лет назад.

Все выглядит так, что Герман Греф предложил президенту «взорвать ситуацию», де-факто отодвинуть несколько пассивного премьер-министра Дмитрия Медведева от разработки программ реформ и окончательно свести его функции к представительским.

Для Владимира Путина инициатива Германа Грефа может оказаться весьма кстати. Он наверняка понимает, что стране нужны изменения, многие из которых окажутся непопулярными. Вряд ли россияне с радостью воспримут такую новацию, как, например, повышение пенсионного возраста, о чем Путин уже пообещал «подумать». А тут в правительстве будет «специальный человек», на которого можно будет свалить ответственность и народное недовольство, этакий новый Гайдар и Чубайс в одном лице.

Другая выгода от «центра реформ» может состоять в том, что возглавит его, вероятнее всего, кто-то вроде самого Германа Грефа или Алексея Кудрина, то есть человек, с которым уважительно разговаривают на Западе. Этот «реформатор» сможет начать с Вашингтоном, Берлином и Брюсселем переговоры об отмене двусторонних санкций, ведь нынешние российские переговорщики (например, министр иностранных дел Сергей Лавров) по роду занятий должны играть роль «злого следователя».

При этом сам Владимир Путин сохранит свой образ сильного правителя, радеющего за страну. Он может даже усилить давление на политических оппонентов, ведь отчасти это будет компенсировано либеральными реформами и «раскручиванием гаек» в экономической сфере.

Но препятствий для успешной реализации «плана Грефа» также немало. Прежде всего, неизвестно, насколько сам Владимир Путин готов к проведению радикальных реформ. Возможно, он, так же как и правительство, хочет еще подождать: а вдруг нефть «отрастет» до $100 и все само уладится? Кроме того, чиновники вряд ли с радостью воспримут появление альтернативного «центра влияния», который будет генерировать какие-то нетрадиционные задачи и заставлять работать, а то и увольнять.

Даже если «министерство реформ» будет создано, велика вероятность того, что бюрократическая машина его нивелирует, превратив просто еще в одно ведомство.

И наконец, самое главное: если на Украине все-таки начнется полномасштабная война и санкции станут уже совсем чувствительными (к примеру, отключат SWIFT), Путину будет уже не до либеральных реформ, и тогда экономикой займутся совсем другие люди.

Новости и материалы
Анастасия Решетова ответила, делает ли «уколы красоты»
Женщина рассказала, что ее возбуждает сильнее любого вибратора
Россиянин сжег дотла Volkswagen бывшей жены в Зеленограде и попал на видео
В Германии обеспокоились темпами продвижения ВС РФ на юге Донбасса
Песков оценил сообщения об элитной недвижимости арестованного Тимура Иванова
Трамп высказался о перспективах сотрудничества с Орбаном
Мария Погребняк сломала палец на шоу «Сокровища императора»
Пьяный многодетный россиянин скормил 11-летнему сыну сигареты, чтобы отучить от курения
Россиянам посоветовали надевать одежду из синтетики
В Киеве сошел с рельсов товарный поезд
В Мексике мужчина с топором напал на туристку посреди улицы и ранил ее в голову
Александра Пахмутова на юбилейном концерте представит новую песню «СталГРЭС»
В США предупредили о возможном начале войны из-за ржавого корабля
Блинкен утверждает, что США не хотят сдерживания Китая
Названы четыре области России с повышенной радиацией после Чернобыльской аварии
В Кремле заявили, что действия Европарламента противоречат его призванию
В Кремле оценили выставку на Поклонной горе с захваченной на СВО техникой
Дмитрий Колдун улетел из России ради дочери, попросив помощи у коллег
Все новости