Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Блокопедия

Как все новые запреты формируют привычку их обходить

У драматичной истории с блокировкой Википедии оказался счастливый финал, во всяком случае на данный момент, – Роскомнадзор разблокировал ресурс, подтвердив, что у него больше нет претензий к содержанию спорной статьи про наркотическое вещество. Впрочем, эффект от самой возможности блокировки свободной энциклопедии оказался неожиданным: запрет знаний обернулся тягой к приобретению новых.

Блокировка в России Википедии, свободной универсальной интернет-энциклопедии, еще раз продемонстрировала, что в интернете кондовые запретительные меры работают не столь эффективно, как от них ожидается, а зачастую приводят к прямо обратным результатам.

Благодаря решению ответственного ведомства статью о чарасе, наркотическом веществе, употребляемом в странах Индостана, из-за которой и был заблокирован ресурс, прочитало более ста тысяч человек (еще несколько недель назад ею интересовалось не более пары десятков человек в день). Судя по статистике, сильно повысилось внимание россиян и к другим статьям про наркотики. В той статье уже появилась отдельная главка под названием «Требование удаления статьи из Википедии». То есть сам процесс блокировки энциклопедии уже стал частью ее содержания.

Но пользователи интернета заинтересовались не только индийским наркотиком. Как только вечером в понедельник стало известно, что Роскомнадзор после долгих переговоров все-таки заблокировал ресурс, и провайдеры начали запрещать к нему доступ, юзеры в массовом порядке ринулись изучать, как обходить блокировки сайтов.

То есть, по сути, как нарушить закон, который мешает им жить в привычном режиме.

Сама Википедия вывесила на тему обхода блокировок большой справочный материал, специально уточнив, что это «не нарушает законов РФ», многие другие интернет-ресурсы ее солидарно поддержали. Причем скачивать все эти торы, прокси-серверы и анонимайзеры начали самые неполитизированные слои населения, которым Вики нужна просто для учебы и работы. Включая, кстати, сотрудников разных госорганов, которые тоже привыкли пользоваться этой удобной интернет-энциклопедией для работы.

Не исключено, что Роскомнадзор и решил отыграть назад свое решение о блокировке Википедии, потому что понял: запрет все равно будет обойден. Что непозволительно –

государство может быть неправым, но не может быть смешным.

Впрочем, в администрации Википедии не исключают, что у ведомства могут появиться претензии и к другим статьям ресурса – ведь только в русском сегменте размещены сегодня миллион с четвертью статей. Гигантский справочный материал, в котором при желании можно найти к чему придраться: законов в России последнего времени принято так много, что, пребывая масштабно, днем и ночью в сетевых ресурсах, трудно какой-нибудь из них невольно не нарушить.

Но как бы то ни было, все у большего числа пользователей интернета в современной России становится привычкой оснащение своих гаджетов разными программами, помогающими заходить на привычные ресурсы в случае их блокировки. Для миллионов граждан становится привычной мысль, что запрет проще обойти, чем бороться за его отмену. Бороться долго, почти безнадежно, а зачастую еще и опасно.

А вот обойти закон – если и не подвиг, то что-то героическое в этом уже есть. Не героическое, так просто приятное.

Как привезти из Европы кусок запрещенного пармезана в подарок другу.

Если эта запретительная политика государства продлится еще долго, скоро родители наряду с изучением иностранных языков будут требовать, чтобы их дети умели обходить блокировки в интернете, и приговаривать: учись, сынок, скачивать анонимайзеры или что там еще придет им на смену. Иначе ты узнаешь только то, что разрешили прокуроры и комнадзоры, — в общем, рискуешь остаться неучем.

Компьютерная грамотность станет модой продвинутых поколений – причем как технарей, так и лириков. А как итог всего этого запретительного ража –

воспитание в обществе тотального недоверия к любым запретам, изобретение все новых, в том числе превентивных мер борьбы с ними, идеология нового просвещения, которое ведет к разуму и свободе.

Нынешний момент интересен еще и тем, что формирует гражданский травматический опыт, который в дальнейшем будет определять социальные нормы страны.

В частности, не исключено, что, когда мы переживем этот консервативно-мракобесный исторический этап, под запретом окажутся любые запреты, в том числе запреты в интернете, потому что в каждом, самом безобидном или даже полезном, будет угадываться блокировка Википедии, а в каждой контролирующей инстанции – призрак нового комнадзора.

Новости и материалы
На Кубани зафиксировали подземный толчок
Врач объяснила, как отличить деменцию от забывчивости
Невролог Киндарова: при деменции человек может часто переспрашивать одно и то же
Россиянам посоветовали носить компрессионную одежду для игры в футбол
Россиянам рассказали, как помочь человеку с инсультом до приезда «скорой»
Невролог Танашян: при инсульте важно записать точное время появления симптомов
Муж Поплавской вышел на связь после госпитализации
Спикер Госдумы предложил закрепить вопросы демографии за конкретным министром
В России внедорожник Tank 700 поступит в продажу в двух версиях
В Петербурге школьница оказалась в реанимации, выпив таблетки для похудения
Жена Антона Макарского заявила, что они с детьми «исчезают с радаров»
Стас Михайлов отметит юбилей на сцене Comedy Club
Медведева заявила о смерти дедушки Валиевой, а потом опровергла свои слова
Трамп лестно высказался о премьере Венгрии Викторе Орбане
Моника Левински назвала Белый дом психушкой
Защита хочет освободить заместителя Шойгу под залог
На Сахалине школьники затравили двух девочек, сняли на видео и вставили нацистские символы
Семьи погибших на СВО экс-сотрудников таможни, пожарных и ФСИН получат выплаты на жилье
Работник фермы отправился искать убежавших лошадей и пропал в Челябинской области
Продюсер вспомнил, как безумная фанатка грозила облить Ротару кислотой
Все новости