Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Уйди с дороги

Зачем разорять малый бизнес, помогая выживать крупному

На обочине российской экономики могут вскоре оказаться не только водители фур, которых новый дорожный сбор ставит на грань выживания, но и многие другие мелкие и средние фирмы, за которых в нашей стране вступиться, по сути, некому. На словах все поддерживают малый бизнес, но в реальности он лишь мешается под ногами у крупных и влиятельных игроков.

В акциях протеста дальнобойщиков участвует в основном средний и малый бизнес – крупные фирмы наблюдают. С одной стороны, им, крупным, тоже придется с марта платить по 3,06 рубля налога за каждый километр пробега по федеральным трассам, что вряд ли их сильно радует. С другой – если мелкие и средние конкуренты, разорившись, уйдут с рынка, то объемы перевозок оставшихся вырастут.

Бастующие уверены, что новый тариф приведет не только к разорению небольших грузоперевозчиков, но и к серьезному росту цен на перевозимую ими продукцию. Кабины большегрузов, остановившихся в среду на обочинах федеральных трасс, обклеены плакатами «Заплатит дальнобойщик, а подорожает ВСЕ!». Причем в цену товаров может войти не только сумма нового сбора — фирмы наверняка включат в тариф и страховку на случай штрафа. Ведь штраф в миллион рублей — не шутки.

Да и поможет ли этот новый сбор улучшить качество дорог — тоже большой вопрос. Общественники приводят расчеты — нет, не улучшит.

Товары просто начнут перевозить на 10-тонниках, и вместо одной фуры на дороги выедут два-три 10-тонных грузовика, которых новый налог не коснется.

Так уже произошло на МКАД, где запрет движения автомобилей с разрешенной массой больше 12 тонн привел к замене одной фуры на два-три грузовичка, которые лишь увеличили трафик на МКАД и ущерб для дорожного покрытия, уверены общественники.

На обочине российской экономики могут оказаться не только фуры.

Так, москвичи горячо обсуждают очередное решение мэрии по сокращению ларьков, которых в городе и так почти не осталось (с 9 тысяч на начало года к концу их должно остаться не больше 2,5). И не только потому, что людям приходится все дальше от дома покупать продукты и товары, но и потому, что выживаемый таким образом из города малый торговый бизнес теряет рабочие места.

Теоретически малые бизнесмены могут претендовать на места в новых торговых центрах, по числу которых Москва перегнала мировые столицы, но ставки аренды там намного выше, а торговые центры даже в условиях кризиса не готовы идти им навстречу.

В результате становятся безработными люди, которые не только не сидели на шее у государства, а пытались заработать сами и дать заработать тем, кого нанимали на работу.

Питерцы не менее горячо обсуждают законопроект городского комитета по транспорту, по которому число такси в городе планируется сократить до четырех машин на каждую тысячу горожан. А попутно раскрасить обычные автомобили такси в белый цвет, а машины бизнес-класса — в черный. Граждане подозревают, что законопроект продвигается в интересах крупных таксофирм и приведет это лишь к росту тарифов.

Наступление идет со всех сторон: до 20 ноября вступит в силу приказ, который повысит единый налог для малого бизнеса почти на 16% — это самый высокий рост за все время существования этого налога. Пользоваться им разрешено розничной торговле, предприятиям, занимающимся общественным питанием и бытовыми услугами. Рост налога — еще один весомый аргумент для предпринимателя, чтобы закрыть свой бизнес или увести его в тень.

У крупных фирм есть покровители — они же лоббисты правительственных решений. Мелкие и средние коммерсанты выживают (сегодня, скорее, не выживают) в одиночку.

На словах поддерживают малый бизнес все: от президента до региональных чиновников, но, по сути, заинтересованы в его развитии лишь обычные граждане — именно на потребителях в конечном итоге отразится новый налог на дальнобойщиков, сокращение числа ларечников и таксистов. В первую очередь — повышением цен на товары, в том числе на продукты. Во вторую — появлением все новых безработных. Причем остаться без средств к существованию в одночасье могут целые семьи — мелкий бизнес у нас зачастую именно семейный.

Вот только общество сегодня фактически исключено из механизма принятия государственных решений, а потому никакой поддержки, кроме моральной, малым предпринимателям оказать не может.

Наблюдать подобные нововведения особенно странно на фоне очевидных проблем в российской экономике. Понятно желание властей пополнить за счет все новых сборов пустеющий на глазах бюджет. Понятно желание возможных бенефициаров подобных решений – от владельцев ООО, назначенного (!) оператором системы взимания налога с фур, до хозяев крупных торговых сетей в Москве – заработать за счет устранения с падающего рынка конкурентов.

Но разумно ли помогать выживать десяткам крупных, разоряя сотни тысяч мелких, фактически ломая тот самый «хребет экономики», которым является малый и средний бизнес?

И насколько дальновидно это с политической точки зрения? Ведь протесты дальнобойщиков, за которыми сегодня в некоторых регионах внимательно наблюдал ОМОН, могут показаться детскими шалостями, когда потеряют работу сотни тысяч мелких предпринимателей, а рост цен, который неизбежно следует за сокращением конкуренции на рынке, превратит в бедняков миллионы граждан.

В среду полиция задержала двух организаторов акции протеста дальнобойщиков на трассе М5. До марта, когда новый сбор поднимут до трех с лишним рублей за километр, правоохранители могут выявить и постараться так или иначе усмирить других вожаков протеста дальнобойщиков в регионах, чтобы по весне забастовки не возобновились. Но это если и решит проблему, то лишь на время.

Кажется, российская экономика стремительно восстанавливает структуру Советского Союза — больших, государственных, непрозрачных и неэффективных компаний. О гражданах при этом думают мало. О бизнесе, который мелкий, абстрактный и не свой, не думают вовсе. Не до того.

Да, безопасность полетов — это жизненно важно. Но зачем при этом убивать последние, еще оставшиеся в живых после обвала рубля, туристические компании?

Да, поддержание безопасности на автодорогах — не менее важно. России давно нужны современные трассы — не проходящие по городам и деревням, где под колесами в любой момент могут оказаться нерасторопные жители. Но изменится ли на самом деле что-то на этих дорогах после введения дополнительных сборов с 12-тонников? И почему движение в этом направлении надо начинать с разорения владельцев фур?

Да потому что это все «розница» — черная, малозаметная, неблагодарная. А есть дела поважнее. Покрупнее и понасущнее. Остальное подождет. Как из века в век в России. Поэтому в ней по-прежнему нет хороших дорог. Нет бизнеса, который уважают и с которым считаются. Нет налогоплательщиков, которым не все равно, куда идут их налоги. Есть лишь безликий обыватель. Он же, когда требуется, — рассерженное большинство. Он же, раз в несколько лет, — человек у урны. С бюллетенем в руке. От которого все равно мало что зависит.

Новости и материалы
При разборе завалов дома в Токмаке нашли тело мужчины
Дума обсуждает запрет в области криптовалют
В РФ семьи с высоким доходом могут исключить из программы льготной ипотеки
Памятник советским солдатам сбросили с постамента в украинском Ровно
Школьница упала с лошади и очутилась в реанимации с разрывом почки
В Аргентине открыли новый вид проворных травоядных динозавров
Экспортную пошлину на золото могут обнулить
Петербуржец подстроил нападение на возлюбленную, чтобы ее впечатлить, но попал под суд
ВСУ обстреляли Белгородскую область
Эрдоган приедет в США в следующий раз
Ведущие пловцы мира готовят многомиллионный иск против WADA
Казанская полиция нашла дома у наркокурьера таз с мефедроном
В Пентагоне ушли от ответа на вопрос, может ли Украина победить Россию
ФИБА продлила отстранение российских спортсменов
ВСУ атаковали два детских сада Запорожской области
Фигурант дела о взятке замминистра обороны Иванову Бородин обжаловал арест
Ушедшую на почту и пропавшую певицу два дня ищут в Перми
Ученые научились предсказывать артрит по анализу крови задолго до его появления
Все новости