Российский двойник Леонардо ДиКаприо Роман Бурцев
Российский двойник Леонардо ДиКаприо Роман Бурцев
roman_sdicaprio/instagram.com

Оскарнаш

Почему победа ДиКаприо стала темой номер один в России

«Газета.Ru»

22 года Леонардо ДиКаприо ждал своего «Оскара». По сути, он сам стал героем типичного американского блокбастера, в котором Золушка, если будет верить в свою мечту и много-много работать, обязательно получит корону бизнес-леди. Эта мечта оказалась близка и россиянам, которые следили за американской церемонией с гораздо большим интересом, чем за любой из отечественных кинопремий.

За этой голливудской интригой, умело подогреваемой пиаром, наблюдал весь мир. За минуту после объявления, что ДиКаприо взял наконец своего «Оскара», в Twitter было написано 440 тыс. твитов на эту тему. Предыдущий рекорд принадлежал знаменитому звездному селфи Элен Де Дженерес — 225 тыс. твитов в минуту.

Хотя настоящая интрига была скорее в том, какой фильм получит главную премию — «Игра на понижение» или «В центре внимания». ДиКаприо статуэтку уже просто не могли не дать: лучше, чтобы премия в этом году запомнилась долгожданным триумфом актера, нежели расовым скандалом со «слишком белым «Оскаром», не могли не рассудить киноакадемики.

При этом мечта ДиКаприо оказалась близка и нашим зрителям, которые даже за судьбой его российского двойника из Подольска следят с интересом. Очень многие, судя по их соцсетям, не спали минувшей ночью, смотря трансляцию «Оскара» по западным каналам: российское ТВ третий год подряд показывает церемонию в записи, а то и вовсе игнорирует. А сразу после статуэтки за «Выжившего» рунет взорвался хештегами «Оскарнаш».

Такого интереса у нас и близко нет к отечественным «Нике» и «Золотому орлу». Интересно понять почему.

Как бы ни относились мы к США (по опросам, все хуже год от года), американские блокбастеры по-прежнему надежно держатся в топах российского проката. И не только потому, что это действительно профессионально сделанное массовое кино, но, скорее всего, и своей неизбежностью хеппи-энда. Людям нужно во что-то верить.

В этом кино добро, как правило, побеждает зло, торжествует справедливость. На всякого продажного политика или кровожадного генерала обязательно найдется честный одиночка, который непременно пойдет против правил, но в результате спасет мир. Попавшему в невыносимые обстоятельства герою помогают все NASA, вся страна и даже весь мир («Марсианин»). Даже самый эгоистичный человек, преданный своей цели, в итоге побеждает («Стив Джобс»). Любой диктатор будет повержен, даже если против него выступают несколько девушек и один социопат («Безумный Макс: Дорога ярости»). Жена, несмотря ни на что, поддержит своего любимого мужа, даже если тот решил стать женщиной («Девушка из Дании») и так далее.

Пусть так далеко не всегда бывает в жизни — США очень трудно назвать раем на земле, но Голливуд четко и просто, иногда даже примитивно, но доходчиво формулирует для своих зрителей

то, что мы сегодня называем системой ценностей. И которую пока никак не удается сформулировать в России.

«Новый Свет с помощью «Оскара» 88-й год подряд напоминает, на чем он стоит и стоять будет: на протестантской этике, стремлении людей к реализации всевозможных свобод, к достойной жизни, к процветанию своей семьи и справедливости для всех», напоминает в «Газете.Ru» критик Егор Москвитин. С помощью своего кинематографа американцы пытаются если не изжить многие проблемы, то хотя бы создать иллюзию, что они изжиты. Или — дать людям надежду, что рано или поздно они будут разрешены. «Оскар» в отличие от многих других кинопремий не учит, не объясняет и не ставит вопросы, а показывает, как должна быть устроена жизнь в «великой Америке».

Фильмы про национальных героев — от спасателей и полицейских до финансистов и волонтеров — воспитывают тот самый американский патриотизм, который так хотелось бы видеть и в России.

При этом нельзя сказать, что Голливуд снимает, а академия награждает только патриотические сказки. Та же Леди Гага номинирована за песню к документальному фильму о массовых случаях изнасилований в студенческих городках. Драма «В центре внимания» посвящена реальной борьбе журналистов с педофильским лобби в католической церкви. «Игра на понижение» обличает финансовую систему страны в самый разгар предвыборной гонки.

Голливуд и академию часто критикуют — как раз за примитивность, предсказуемость, за ориентацию не на будущее, а на закрепление прошлого, но все равно смотрят во всем мире, включая Россию.

Думается, именно такой простой, патриотичный, при этом массовый и коммерчески успешный кинематограф, создающий у людей «правильную» систему ценностей, хотел бы создать и российский Минкульт.

Вот только наши патриотические фильмы, за редким исключением, пока не выстреливают, кажутся фальшивыми.

То ли потому, что настоящая русская сказка — «лежать на печи, и чтоб она сама тебя по воду возила». Но в такой жизненной философии хеппи-энд бывает крайне редко. То ли потому, что разобраться, кто в нашем прошлом и настоящем герой, а кто — злодей, без бутылки невозможно, а потому и сформулировать систему общегражданских ценностей никак не получается. То ли к бюджету на «патриотичное кино» допускают не самых талантливых, а самых лояльных — а иначе все равно выйдет или «Дурак», или «Левиафан»…

В такой ситуации остается только радоваться за ДиКаприо: он, наконец, выбрал роль по голливудским правилам, предстал в амплуа не удачливого вора или беспринципного брокера, а настоящего эпического героя, преодолевающего все невыносимые обстоятельства. И в соответствии с этими же правилами унес домой желанную статуэтку. Его мечта сбылась.