Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Микро-СМИ

Александр Малютин о том, где искать сегодня профессиональную журналистику

С журналистикой за последние годы произошло много печального. Из отрасли ушли большие деньги, соответственно, упал престиж профессии. Куда выгоднее стало работать в пиаре и там, естественно, стали появляться более квалифицированные люди. Как следствие, журналисты, если концептуально говорить о них как о людях, ищущих правду, стали проигрывать пиарщикам, чья профессиональная концепция почти противоположна — приукрасить сведения о своем работодателе и скрыть негатив.

Еще печальнее, что правдивая информация сегодня вообще не слишком востребована — потребитель новостей, устающий на своей работе от сугубо профессиональных сведений, ждет от журналистов не столько объективного информирования, сколько развлечения. Не грузите меня металлургией и политикой, скажет риелтор, мне хватило за день изучения трендов в ценах на недвижимость и копания в базах объявлений о купле/продаже. Повеселите меня теперь.

Я даже готов простить вам фейковые новости, если они достаточно прикольны.

Заказ сформулирован — за исполнителями не заржавеет. Не нужно удивляться, что дальневосточный кот, якобы съевший в магазине рыбы на 60 тыс. руб., несколько дней не сходил с топовых позиций в поисковиках и новостных агрегаторах. Кто-то ругает за это самих журналистов, но ведь они просто удовлетворяют спрос. Вот он сейчас такой — ну и получите.

Постепенное упрощение текстов — а если называть вещи своими именами, то просто деградация жанра — привела к важному качественному изменению.

Профессия журналиста, если брать его обыденную повседневную деятельность, во многом и раньше носила, так сказать, вторичный характер. Ты просто человек-диктофон. Кто-то делает реальное дело, а ты его всего лишь описываешь. Кто-то мыслит и рассуждает, а ты всего лишь записываешь и аккуратно излагаешь, чтобы, не дай Бог, не переврать ценные изречения.

Но если ты, как журналист, работая над темой, опрашиваешь многих участников процесса и вынуждаешь их говорить правду, ты в какой-то момент становишься носителем сокровенного знания об этой теме, какового нет у самих участников. И тогда никто не скажет, что твоя работа вторична. Так вот, сейчас всестороннего изучения темы многие издания просто не могут себе позволить по экономическим причинам.

Хочешь месяц на глубокое расследование — с ума сошел? Давай-ка выдавай на-гора по три дальневосточных кота в день. Клики, лайки...

Не все, однако, так уж плохо. Позитивные тренды в нашей профессии тоже имеются. Например, растет потребность в работе с базами данных, и современный журналист начинает овладевать навыками в IT и программировании — хотя бы уровне понимания, а какие задачи можно решать с помощью программ. Тогда можно эти задачи уже формулировать и ставить — престиж такого журналистского труда достаточно высок, ты уже не просто транслятор чужих мнений.

Другое направление — мультимедиа. Уж если мне суждено быть человеком-девайсом, то пусть я буду не только диктофоном, но и фотоаппаратом, видеокамерой, пультом управления коптером. Техника бурно развивается, только успевай осваивать. Довольно интересное занятие.

Самый же позитивный тренд, на мой взгляд — все увеличивающаяся возможность для каждого журналиста превратиться в медиа-менеджера и реализовать собственный проект.

Раньше запуск издания стоил большие миллионы, которые были, понятно, не у каждого, и удел журналиста состоял в том, чтобы знать свое место винтика в корпорации. Рядовой репортер в принципе не задумывался о маркетинге и стратегии своего издания — для этого существовали специально обученные люди с большой зарплатой, сидящие в хороших кабинетах. Они, конечно, существуют и сейчас, но ситуация изменилась.

С развитием агрегаторов и соцсетей издания перестали представлять собой монолит, воплощенный в тетрадке журнала или газеты, в выпуске новостей телевидения и радио.

Отдельные материалы стали жить собственной жизнью, а их авторы получили возможность участвовать в их продвижении и организации обратной связи с читателем/зрителем. Запускать и раскручивать собственные проекты — именно периодические средства массовой информации, а не просто персональные блоги — в соцсетях и телеграм-каналах.

В какой-то момент можно рискнуть отпочковаться от большого издания с брендом и бюджетом, начав продвигать собственное дело. Сейчас для этого нужно значительно меньше вложений. У каждого сегодня есть возможность стать предпринимателем в сфере медиа.

За последние годы «выстрелили» десятки микро-СМИ, созданных крохотными командами из 3-5 сотрудников, а то и вообще одиночками.

Охвата аудитории в десятки и даже сотни тысяч людей добивались проекты в сфере госзакупок, дорожных проблем, персональных финансов, инсайда из коридоров власти или даже просто политического гадания на кофейной гуще, периодические издания специалистов — пиарщиков, водителей «скорой помощи», молодых мам, любителей подмосковных усадеб или криптовалют.

Они доказали: успех зависит главным образом от тебя самого, твоих интуиции, трудолюбия и квалификации. И если ты построил успешное СМИ — никто тебя человеком-диктофоном не посмеет назвать.

Новости и материалы
Россиянин через суд добился компенсации в 900 тыс. рублей за травму на производстве
Разъяренные панды напали на смотрительницу зоопарка в Китае
Кулеба порассуждал о справедливости, говоря о военнообязанных украинцах за границей
Подросток из Екатеринбурга угрожал сверстникам стрельбой в школе
В ЦБ описали сценарий повышения ключевой ставки
Звезда «Кухни» показал подросшего сына от Татьяны Арнтгольц
Правительство поддержит ипотеку на новых территориях и Дальнем Востоке
Оппозиция уверена, что Украина превращается в милитаристскую автократию
Суд изберет меру пресечения журналисту Forbes Мингазову в субботу
Названа дата суперфинала Кубка России по футболу
На Камчатке спасатели выехали на поиски людей в Охотском море
Мама спасшего людей в «Крокусе» подростка рассказала о звонке из администрации президента
Министр обороны Ирана рассказал о новом уровне отношений с Россией
В Польше обещали не лишать защиты украинцев без паспорта
Названа причина задержания журналиста Forbes
Правительство РФ предложило применять оружие против должников
Названы минусы внедорожника Lada Niva Travel
Названо лучшее вино для употребления с шашлыком
Нарколог Исаев: к шашлыку лучше взять безалкогольное красное вино
Все новости