Убийцы за рулем: по улицам едут мальчики-мажоры

Почему преступления водителей-лихачей в России никого не удивляют

Если посмотреть на статистику и начать разбираться в подробностях конкретных ДТП в России, кажется, что на российских дорогах идет полноценная война. Что каждый из нас в любой момент может стать ее жертвой. И что мы явно проигрываем эту войну. Кому? Самим себе. Собственным варварским бытовым привычкам, одна из которых — «отмазывание» богатеньких сынков от правосудия.

Вот бесстрастная хроника очередного ДТП со смертельным исходом: арестован водитель BMW Михаил Исаханов. В суде он уверял, что не виноват, что его подрезала Toyota под управлением экс-сотрудника внутренних органов. Чтобы остаться на свободе, Исаханов предлагал залог в миллион рублей. Выяснилось, что обвиняемый на месте прошел тест на алкоголь, но на наркотики проверяться не стал. Ему грозит до пяти лет лишения свободы. 18 июня Исаханов за рулем своего BMW 525 допустил наезд на двух женщин, ожидавших зеленый сигнал светофора на тротуаре: 28-летняя беременная Наталия Львова потеряла ребенка и скончалась. Вторая потерпевшая получила серьезные травмы, ей предстоит длительное лечение.

Истории о сбитых на тротуаре насмерть людях, о гонках мажоров на дорогих иномарках в центре Москвы с авариями и горящими авто стоимостью в миллионы рублей уже давно стали у нас повседневным информационным фоном. Попытки лишить прав через суд стритрейсершу Мару Багдасарян постепенно превратились в какое-то реалити-шоу, за которым наблюдала вся страна.

В 2016 году в ДТП в России, по данным ГИБДД, погибли 20,3 тыс. человек, число раненых составило около 221 тыс. человек — это население Мытищ или Бийска, входящих в список 100 крупнейших городов России. В 2017 году эти показатели снизились примерно на 10%, но все равно откровенно ужасают. В прошлом году на российских дорогах погибли 857 несовершеннолетних, еще 24,3 тыс. детей получили ранения.

Не знаешь, кого бояться на дороге больше — навороченной иномарки, за рулем которой может оказаться уверенный в своей безнаказанности силовик, дети высокопоставленных чиновников, пьяный священник (такие герои в реальных громких ДТП с летальным исходом у нас были), или тонированного «Жигуля» с гопниками на борту.

Ездить на красный, обгонять по «встречке», нарушать скоростной режим стало доблестью чуть ли не во всех социальных категориях российских водителей. Автомобиль для многих россиян не роскошь, не средство передвижения, а способ самоутверждения самым диким и нелепым способом. Инструмент «понтов», демонстрации собственной крутизны.

Следовать правилам дорожного движения для таких людей — «некруто». Если ты едешь со скоростью 60 километров в час там, где положено ехать не больше 60 — ты «слабак».

Лихачество, нарушение правил, неуважение (чтобы не сказать резче — презрение) к другим участникам дорожного движения (в том числе, водителей к пешеходам и наоборот) у нас в порядке вещей. Как в порядке вещей и «отмазывание» от уголовного дела сынков богатых (или просто влиятельных) родителей — что только взращивает в этих сынках чувство вседозволенности.

Конечно, значительный вклад в эту «войну» автомобилистов друг с другом и пешеходами в России вносит низкое качество дорог, в том числе региональных и участков федеральных трасс, а также внутри даже крупных населенных пунктов. Но если у вас плохие дороги, тем более надо включать мозги и ездить осторожно, а не пытаться строить из себя новоявленного участника ралли-рейда Париж-Дакар.

Есть ли способ как-то закончить эту дорожную войну, сделать так, чтобы дети и беременные женщины перестали погибать под колесами машин, даже если просто стоят на тротуаре и ждут, когда светофор позволит им перейти дорогу? Можно, конечно, «закручивать гайки» и запрещать все и вся. Например, правозащитник Марат Аманлиев предложил правительству запретить молодым водителям управлять спорткарами, а за нарушение — конфисковывать самое дорогое, машину.

Понятно, что приговоры убийцам за рулем должны определять исключительно законом, а не богатством, статусом или наличием связей у преступника. Но никакие самые строгие приговоры не отучат лихачей лихачить. Тут нужна революция в сознании, изменение бытовой психологии миллионов людей. Если человек, сбивший насмерть другого человека именно из-за нарушения правил (увы, от случайностей полностью застраховаться невозможно), автоматически будет становиться изгоем в обществе, если каждый из автомобилистов будет вспоминать, что он ничем не отличается от пешехода и сам может оказаться пешеходом, если люди научатся дорожить своей и, главное, чужими жизнями — только тогда что-то может серьезно измениться.

Низкая цена жизни в России — одна из главных причин того, что тысячи россиян ежегодно лишаются жизни в ДТП. Мы не уважаем ни своих, ни чужих жизней. Вот с воспитания этого уважения, пожалуй, и надо начинать борьбу с убийцами за рулем. Дело это небыстрое — но иначе никак.