Размер шрифта
Маленький текст
Средний текст
Большой текст

Победят бедность? Как будут жить украинцы

Медведев прокомментировал победу Зеленского на выборах

Примерно через месяц Украина официально обретет нового главу государства. На посту президента Владимиру Зеленскому придется крайне нелегко. Две главные проблемы — война и разруха в экономике. При этом решение обеих этих проблем по-прежнему во многом зависит от взаимоотношений с Россией.

Экономическая и политическая программа Владимира Зеленского, выигравшего президентские выборы с рекордным результатом в истории Украины, пока в значительной степени остается неизвестной. Понятные только некоторые общие принципы, которые озвучил один из ключевых членов команды, бывший министр финансов Украины Александр Данилюк.

По его словам, внешний курс Украины определен украинцами пять лет назад и останется неизменным — это курс в единую Европу. По его мнению, сильная Украина станет неотъемлемой частью европейского проекта. Данилюк заявлял, что переговоры с партнерами (в том числе, с Россией) будут проводить «честные люди, а не коррумпированные чиновники, которые представляют собственные коррупционные интересы и прикрываются войной». По словам Данилюка, приоритетными для Украины являются отношения со странами «большой семерки», однако новая власть готова активно сотрудничать и с другими странами на взаимовыгодной основе. Команда Зеленского заявила также о намерении продолжить сотрудничество с международными финансовыми организациями: Международным валютным фондом, Всемирным банком, Европейским банком реконструкции и развития, в частности, в вопросах развития инфраструктуры.

В экономической сфере команда Зеленского обещает провести реформы, которые направлены на демонополизацию, снизить влияние олигархов, уменьшить давление на бизнес со стороны регулирующих и правоохранительных органов. В общем, ничего нового: примерно то же самое обещали и прошлые украинские президенты.

Также Александр Данилюк анонсировал внесение в Раду закона о налоговой амнистии, параметры которого пока неизвестны. Удачного опыта налоговой амнистии пока нет нигде на постсоветском пространстве, в том числе в России.

Антикоррупционные меры, обещает Зеленский, будут заключаться в обеспечении верховенства права, повышения роли гражданского общества и подотчетности власти перед гражданами. Пока это красивые и очень общие слова. Если учесть, что по крайней мере до октября 2019 года, когда должны пройти парламентские выборы, у Зеленского не будет большинства в Раде (новый президент уже пообещал не распускать ее и не проводить досрочных выборов), ему будет очень непросто провести через парламент свои законы. К тому же по украинской Конституции правительство не слагает полномочия перед любым новым президентом и может юридически оставаться у власти до формирования нового состава парламента. Иными словами, новое правительство на Украине может появиться не раньше конца этого — начала нового года.

Экономические проблемы Украины — главный вызов, с которым придется столкнуться Зеленскому при условии, что не случится нового радикального обострения военных действий (в данный момент такой вариант развития событий не кажется вероятным). Украинский ВВП начал падать еще при Януковиче — в 2013 году, правда, это падение было символическим и составило около 0,03%. В 2014 и 2015 годах экономика пережила обвальное падение — на 6,55% и 9,78% соответственно. Последние три года украинский ВВП номинально рос, причем даже быстрее российского — на 2,4% в 2016 году, на 2,5% — в 2017-м и на 3,5% — в 2018-м. Но это все равно не сопоставимо с потерями двух лет «пика войны»: Украина живет гораздо беднее и производит гораздо меньше, чем в начале 2010-х годов. По паритету покупательной способности Украина является 50-й экономикой мира, по ВВП на душу населения находится ниже 130-го места, примерно на уровне Узбекистана. В 2018 году Всемирный банк оценивал уровень бедности в 25% населения.

Так бедно, как сейчас, Украина в своем нынешнем виде не жила практически никогда.

Долгая беспросветная нищета приводит к массовой миграции трудоспособного населения. Украина стремительно становится страной с преобладанием стариков и детей. Год назад, в апреле 2018-го, Центр экономической стратегии (ЦЭС) Украины обнародовал данные исследования под названием «Сколько украинцев уехало за границу и что с этим делать государству». По результатам исследования выяснилось, что Украина входит в первую десятку стран-доноров международных мигрантов в мире. Авторы исследования оценили число украинских гастарбайтеров в 4 млн человек, при этом одновременно за пределами страны может находиться около 2,6-2,7 млн человек. Работать за границей решили 16% трудоспособного населения Украины. Главный фактор, выталкивающий украинские трудовые ресурсы — экономический, безработица и нищета. Украинцы уезжают из страны в поисках более высокой оплаты труда.

Намерение команды Зеленского продолжать сотрудничество с международными финансовыми организациями вполне понятно. Разорвать отношения с тем же МВФ без гигантских потерь для экономики Украина не может чисто физически. Даже несмотря на непопулярные меры, которые предписывают эксперты Фонда в обмен на кредиты – в частности, повышение тарифов ЖКХ.

Во-первых, МВФ является основным кредитором имеющей большое долговое бремя украинской экономики. В конце 2018 года Украина получила от Фонда очередной транш кредита – около $1,4 млрд. Общая сумма кредитов со стороны МВФ превышает $20 млрд. Причем этом самые дешевые кредиты, которые может привлечь Украина. Процентная ставка не превышает 3%, тогда как займы из других источников обходятся стране минимум в 7,5% годовых. Программа МВФ позволяет Украине отдавать долги другим кредиторам и хоть как-то уменьшать долговое бремя. Кроме того, когда стране дает кредиты МВФ — это сигнал сотрудничать с ней для других иностранных кредиторов и инвесторов.

Обещание Зеленского уменьшить влияние олигархов на экономику — тоже, можно сказать, перешло к нему по наследству от предшественников. Украинская экономика поделена на сферы влияния между десятками олигархов разного калибра, и хотя их состав несколько менялся в последние 15 лет, в целом ключевые теневые фигуры сохраняли свое влияние. Засилья олигархов в украинской экономике не изменили ни война, ни потеря территорий, ни затяжной экономический кризис.

Первой практической проблемой на этом направлении, с которой «команда Зе» может столкнуться сразу, рискует стать судьба крупнейшего украинского банка — Приватбанка, который принадлежал Игорю Коломойскому и Геннадию Боголюбову, но был национализирован при активном участии Петра Порошенко. Накануне второго тура выборов внезапно появились судебные решения, признающие национализацию Приватбанка незаконной. Очевидно, что компенсацию бывшим владельца – около $2 млрд – бюджет не потянет. При этом расчистка банковского сектора и обеспечение его работоспособности — одно из условий предоставления кредитов МВФ. Как и повышение тарифов ЖКХ, уже и так непосильных для миллионов украинцев.

Европейские лидеры уже заверили победителя выборов, что Киев может рассчитывать на прочную поддержку, в том числе в сфере верховенства права, борьбы с коррупцией и энергетического сектора. В настоящий момент единственной официальной реакцией Москвы стало заявление премьера Дмитрия Медведева, который заявил, что результаты голосования на выборах президента Украины показали «явный запрос на новые подходы» при решении имеющихся в стране проблем.

Между тем Россия, несмотря на рекордно плохие политические отношения двух государств в постсоветскую эпоху, остается важным экономическим партнером Киева. Внешнеторговый оборот в 2018 году, по данным Федеральной таможенной службы РФ, составил почти $15 млрд долларов и вырос за год на 16,5%. И сальдо положительно в пользу России. Украина по-прежнему критически зависима от российской нефти и транзита российского газа. (К слову, накануне выборов Россия ввела против Украины новые санкции, запретив экспорт своей нефти, но у экспертов нет сомнений, что российская нефть будет контрабандно ввозиться на территорию Украины через третьи страны). До сих пор сотни тысяч украинцев находятся на заработках в России. Так что отношения с Россией остаются одним из важнейших ключей к реформам на Украине.

Создание условий для уменьшения трудовой миграции, роста реальных доходов, инвестиций, борьба с воровством и коррупцией — вот ключевые задачи, которые стоят перед президентом Владимиром Зеленским. Хотя пока у него рекордный кредит доверия от украинского народа, постсоветская история Украины с предельной наглядностью показывает, как быстро это доверие может закончиться и что бывает с теми, кто его не оправдывает.