Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

«Право на личные данные принадлежит, прежде всего, самому человеку»

Госдума готовится восполнить пробел в законодательстве

Очевидно, что в век информационных технологий любой подключенный к интернету гаджет открыто или тайно собирает наши персональные данные. А зачастую и передает их неким третьим лицам, зарабатывающим на этом вполне реальные деньги. Тем не менее, в современном мире важно усвоить одну истину – личная информация человека принадлежит прежде всего ему самому, и любые операции, связанные с использованием его персональных данных, должны быть так или иначе санкционированы.

В сегодняшнем российском законодательстве существует определенный пробел, не позволяющий зафиксировать это утверждение или, если угодно, возвести его в ранг идеологии.

В частности, если мы исходим из того, что личные данные являются собственностью конкретного человека, то он должен располагать правом, возможностью и технологией, способной в любой момент определить судьбу этих данных – потребовать прекращения их использования, адекватной компенсации за утечку или даже участия в их монетизации. Впрочем, о монетизации мы поговорим немного позже.

Сейчас же важно отметить, что понятного правового инструмента для управления личными данными в России пока что не существует. Более того, какие бы информационно-просветительские кампании ни убеждали вас в значимости персональных данных, в какой-то момент вам обязательно предложат созвониться по видеосвязи в условном Zoom, который окажется самым удобным способом коммуникации здесь и сейчас. И что бы ни было написано в пользовательском соглашении, вы скорее всего акцептуете его, несмотря на все связанные с Zoom скандальные истории об утечках данных.

Однако, в ближайшее время в этом направлении может быть сделан значимый первый шаг.

На прошлой неделе Госдума приняла в первом чтении законопроект, запрещающий использовать общедоступные персональные данные без согласия их владельца, а также предоставляющий ему право требовать от оператора их удаления. Конечно, эта инициатива не является комплексным решением всех накопившихся проблем, связанных с оборотом личной информации в Сети. Но именно она создает фундамент праву россиян распоряжаться данными как своей законной собственностью.

Что нужно сделать, чтобы этот механизм заработал?

Мне видится, что ответ на этот вопрос лежит в двух измерениях. Во-первых, люди должны понять реальную, а не абстрактную ценность персональных данных, выражающуюся в конкретных цифрах и фиксированных компенсациях, которые гражданин может потребовать за нарушение правил обработки его личной информации. Как только у утечек возникнет понятное денежное измерение, изменится и отношение к передаче данных онлайн-сервисам и компаниям-операторам.

Во-вторых, стоит задуматься о создании в России механизма общественного контроля – профессионального сообщества аудиторов, специально сертифицированных государством и способных гарантировать безопасный оборот и использование данных россиян. На плечи этого социального института может лечь еще одна важная обязанность – аудит рекомендательных систем онлайн-площадок, использующих персональные данные для того, чтобы навязать определенный тип поведения или услугу, потребность в которых определяется не внутренним желанием покупателя, а алгоритмом, который рассчитывает и пытается предугадать его желания. Сегодня именно несанкционированный оборот данных позволяет этим алгоритмам обезличивать и обесценивать выбор конкретного человека.

Если мы обратимся к основам гражданского законодательства, то основой любого правоотношения является воля и волеизъявление. При этом и воля, и волеизъявление должны свободно формироваться самим гражданином. Технология же, по сути, ограничивает волю и влияет на свободу выбора, сокращая предложения или фокусируя внимание на каких-то отдельных товарах, выбранных алгоритмом. Убежден, что без специального аудита мы не сможем до конца понять масштаб этой проблемы и того, насколько подобные системы в действительности ограничивают наши права.

В заключение вернемся к теме монетизации.

Естественно, что рекомендательные сервисы, обрабатывая персональную информацию, получают коммерческую выгоду. Но примат права гражданина на данные дает все основания утверждать, что пользователи должны иметь возможность получить часть этих доходов.

Некоторые крупные ИТ-компании и стартапы уже начали предлагать подобное партнерство. Пока эти бонусы не очень велики, но тем не менее, сам принцип такого взаимодействия бросает вызов всему, на чем построен современный оборот персональных данных в Глобальной сети.
Решение этих вопросов невозможно без актуализации текущего законодательства в области обработки и хранения личной информации, однако прежде необходимо передать россиянам законное право на их данные.

Автор — заместитель генерального директора АНО «Институт развития интернета» по правовым вопросам

Новости и материалы
Доллару пророчат постепенный рост к декабрю этого года
Каждый третий россиянин пользуется общественным транспортом в путешествиях по стране
Стало известно об уничтожении французских агентов в зоне СВО
Российские войска подавили более 10 БПЛА над Кубанью
Названа неожиданная локация, где россияне собрались проводить майские
«Вашингтон» Овечкина потерпел третье подряд поражение от «Рейнджерс» Панарина
Маск обратился к Белому дому по поводу Украины
Булыкин одним словом оценил игру ЦСКА со «Спартаком»
Стало известно, почему ВСУ отказались от использования Abrams на фронте
Стало известно, сколько стоит пожарить шашлык на майских праздниках
Россиян предупредили о возможных нарушениях при готовке шашлыков
В России заявили, что США перешли рамки дозволенного
На Западе рассказали, как осуществляются платежи России в Китай
В трех штатах США проходят мощные торнадо
В Туле представили ретранслятор для FPV-дронов с неограниченной дальностью
В Минздраве рассказали о реакции пациентов на препарат от болезни Бехтерева
В США ликвидировали первый потерпевший крах в этом году банк
Зеленский назвал дедлайн для Украины
Все новости