Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Ковчег инноваций: как будет выглядеть реализация идеи Сергея Шойгу

Стали известны подробности проекта создания России будущего в Сибири

«Русский ковчег» — масштабный проект общенационального строительства, который вскоре будет начат в Сибирском регионе. Об этой идее Шойгу начал говорить еще в 2018 году как председатель Русского географического общества. «Газете.Ru» стали известны детали этого проекта, который, вероятно, Серей Шойгу и представит Владимиру Путину.

Авторы проекта рассматривают варианты развития Ангаро-Енисейского макрорегиона — территории, которая включает в себя Красноярский край, Иркутскую область, а также республик Тыва, Хакасия, Саха (Якутия). Как считают аналитики, несмотря на то, что эти субъекты обладают богатейшим природно-ресурсным потенциалом, а также имеют уникальное транзитное расположение между Европой и Азией, дистанция между возможным и фактическим уровнем развития макрорегиона колоссальна. В частности, ВРП Ангаро-Енисейского макрорегиона сейчас в 3,7 раза меньше ВРП Москвы, инфраструктура в регионе развита хуже, чем в среднем по России, а ряд предприятий и агломераций явно нуждается в экологической модернизации.

Земля эта велика и обильна

Аналитики предлагают решить проблему регионов, основываясь на мировых трендах. К примеру, запасы полезных ископаемых, а также наличие крупных промышленных центров (при условии их модернизации), могут сформировать в России важнейшие сегменты цепочек ценности, а также способствовать организации новых высокотехнологичных производств.

Так, обеспеченность солнечной энергией и пресной водой могут ускорить развитие энергетики Крупные образовательные и научные центры при сочетании природного потенциала и высоких технологий региона могут дать толчок развитию современных направлений в медицине. Также это дает основу для развития образовательных и научных центров, связанных с высокотехнологичными производствами. Географическое положение регионов между Европой и Азией способны обеспечить стыковки российской транспортной системы с международными транзитными потоками, прежде всего в рамках проектов с участием Китая.

Чтобы план развития Ангаро-Енисейского макрорегиона действительно смог стать реальностью, необходимо сделать приоритетными работу по нескольким направлениям.

В первую очередь, развивать опорные городские агломераций, в которых будут созданы благоприятные условия для жизни. Также немаловажную роль играет развитие территориально-отраслевых комплексов (кластеров); научных, образовательных, инновационных центров, а также улучшение общей инфраструктуры макрорегиона. Все это не будет возможно без условий для инвестирования и ведения бизнеса. Улучшить инвестиционный фон региона помогут льготные условия и преференции для бизнеса, привлечение передовых технологий и высококвалифицированных кадров, а также участие зарубежных партнеров.

Акцент на этих параметрах поможет достичь в макрорегионе темпов роста экономики более 6% в год с 2025 года, увеличить население свыше восьми миллионов человек к 2030 году. Кроме того, при соблюдении мер, качество жизни будет в регионах будет выше среднего по России, а после 2030 достигнет уровня ведущих европейских стран. В масштабах страны это будет означать восстановление роста ВВП, создание новых рабочих мест и развитие несырьевого экспорта. Кроме того, увеличится устойчивость экономического развития и связности территорий страны, а зависимость от центра деловой активности Москвы — снизится.

«Чистая» энергетика

Аналитики отмечают, что тренд на развитие возобновляемой («чистой») энергетики в ближайшее десятилетие будет определять развитие отрасли и экономик большинства стран. Уже сейчас доля гидроэнергетики в Бразилии составляет 63,8%, а прочей возобновляемой энергетики – 18,8%. В Канаде на гидроресурсы приходится 57,8% вырабатываемой энергии, а на прочие возобновляемые ресурсы – 7,5%. Необходимость сокращения вредных выбросов, в том числе выбросов парниковых газов, только усилят тенденцию, а затраты на вероятный «углеродный налог», который активно обсуждают в ЕС, могут встать России в 11 млрд. евро в год.

Ангаро-Енисейский макрорегион, да и Сибирь, в целом, обладают достаточным гидропотенциалом (здесь сосредоточены 70% потенциала российской гидроэнергетики, который сейчас используется лишь на 10-20%), чтобы страна могла пересмотреть свой энергобаланс в сторону низкоуглеродных источников энергии. Этому способствует и инфраструктурная основа в виде крупных научных и промышленных городов, а также расположение вблизи крупнейших потенциальных потребителей отрасли – стран АТР (прежде всего, Китая).

Авторы проекта делают акцент на том, что «чистая» электроэнергия потенциально может сыграть ключевую роль в привлечении инвестиций. Среди преимуществ — низкие цены на возобновляемую энергетику.

Как отмечают аналитики, потенциал дешевой гидроэнергии в регионе позволяет установить максимально низкие цены на электроэнергию. Единственное ограничение — отказ от перекрестного субсидирования тарифов на электроэнергию для населения и субсидирования регионов Дальнего Востока. Согласно данным авторов доклада, величина перекрестного субсидирования в России составляла около 239 млрд рублей ежегодно в 2019 и 2020 годах. В 2021 году объем перекрестного субсидирование составит порядка 241 млрд рублей.

Кластеры технологического роста

Другой важный фактор, который может позитивно отразиться на благосостоянии макрорегиона — развитие современных высокотехнологичных и экологичных производств, которые будут выпускать продукты с высокой добавленной стоимостью на основе глубокой переработки сырья. Как предполагают аналитики, ориентирование на данную модель производства должно будет снизить технологическую зависимость от импорта и сохранит экологию. Кроме того, развитие производства увеличит количество рабочих и станет стимулом для развития смежных отраслей и роста доходов населения. Также изменения создадут хороший инвестиционный фон. Это играет немаловажную роль, если учитывать, что инвестиции в продукцию с высокой добавленной стоимостью дают самый высокий мультипликатор роста реального ВВП с коэффициентом 2–3, тогда как сырьевые проекты – около 1. Здесь стоит отметить, что не все компании уже перешли к новой модели более экологичного производства.

Инвестиции в проекты органического развития приводят к созданию продукции с высокой добавленной стоимостью.

Это должно улучшить конкурентоспособность российской продукции, создать новые рабочие места, а также потенциально мультиплицироваться на смежные отрасли. При этом некоторые компании, в частности «Норильский никель», все еще придерживаются прежней сырьевой модели развития. А переход к производству продукции с высокой добавленной стоимость мог бы благоприятно сказаться на корпорации: это позволило бы увеличить операционный доход минимум в 1,5 раза, обеспечить прочное лидерство России на растущих высокотехнологичных рынках.

Реализовать инновационное производство можно будет рамках новых центров экономического роста – кластеров, объединяющих производственный, научный и транспортно-логистический потенциал. Среди таких возможных центров, Абакано-Минусинский район. Район расположен невдалеке от крупных агломераций, в нем есть базовая инфраструктура, а также открытый доступ к ведущим промышленным и научно-техническим центрам Сибири.

С точки зрения экологии высок потенциал возобновляемых и безуглеродных источников энергии.

Кластеры потенциально могут решить проблемы и других регионов. К примеру, в Красноярском крае наблюдается недостаток трудовых ресурсов в удаленных северных районах региона, а также отток из края квалифицированных и амбициозных специалистов. Кроме того, регион развит непропорционально из-за чего, весь промышленный потенциал расположен на Севере края, а социальная инфраструктура требует модернизации. Кластеры должны будут устранить исторические диспропорции и создать новые точки роста. Исследователи предлагают решить проблему условий проживания, переселением персонала и членов их семей на юг Красноярского края и переход на вахтовый метод работы.

«Транссиб 2.0»

Главным рычагом для развития региона должно стать улучшение транспортной инфраструктуры макрорегиона. Эксперты предполагают, что в Сибири может быть сформирована международная транспортная сеть, соединяющая страны Востока и Запада. Нововведение сможет оптимизировать транспортные потоки между странами, а также обеспечит высокое качество логистических услуг в России. Среди потенциальных проектов в этом направлении создание «Нового шелкового пути» (транспортный коридор между 30 странами), а также установление железнодорожного сообщения с Индией.

Как считают аналитики, активировать ресурсы Ангаро-Енисейского макрорегиона поможет модернизация Транссибирской магистрали и создание на ней логистических центров — буквально создание «Транссиба 2.0». Сейчас общая протяженность участков с критическим уровнем загрузки (более 90%) на маршруте составляет более половины пути. Авторы проекта «Транссиб 2.0» предлагают строительство инфраструктуры для движения ускоренных контейнерных поездов, сооружение современных логистических центров на всей протяженности пути и созданием не менее десяти новых особых экономических зон (реализация с 2021-2023 годов). Для создания и эксплуатации инфраструктуры будет необходимо создание нового логистического оператора, обслуживающего особые экономические зоны по модели 4PL. Кроме того, авторы проекта предлагают увеличить использование локомотивов, работающих на сжиженном природном газе (СПГ) в качестве альтернативы электрификации БАМа.

В случае реализации, проект «Транссиб 2.0» сможет обеспечить пропускную способности для грузов с высокой добавленной стоимостью и контейнерных поездов.

Использование новых технологий смогут гарантировать доставку грузов за 4 суток от границы с Китаем до границы с Белоруссией и примерно за 7 суток между Пекином и Берлином. Доставка грузов с Урала и Сибири до портов сократится до 2 суток, а перевозка пассажиров между крупными региональными центрами будет занимать от трех до пяти часов. Модернизация Транссибирской магистрали приведет к увеличит транзитный поток между ЕС и КНР через Россию в 4 раза до 2 млн ДФЭ.

Среди масштабных следствий инициативы: улучшение стратегического положения России на международной арене, ускорение газификации регионов, а также рост потенциала промышленности в труднодоступных регионах. Стоимость проекта 1 326 млрд. рублей без учета НДС.

Особые экономические зоны

Согласно проекту, особые экономические зоны предполагается создавать в регионах, которые будут получать наибольшую выгоду от «Трансссиба 2.0». Создание специальных экономических условий сможет привлечь инвесторов, занятых в сфере глубокой переработки сырья и ориентированных на поставки в другие регионы страны и на экспорт. За 15 лет ОЭЗ смогут суммарно увеличить экспорт на 1,2 млн ДФЭ, при условии что производство будет наполовину ориентировано на экспорт. При этом особые экономические зоны не только будут привлекать инвесторов, но и сами по себе станут крупными производственно-логистическими центрами для транспортировки сырья и материалов, а также готовой продукции в другие регионы страны и на экспорт.

Согласно проекту, типовая структура ОЭЗ будет включать в себя: транспортно-логистический центр; производственные площадки; административные корпуса управляющей компании; инженерные сооружения.

Для функционирования центов авторы проекта хотят использовать «лучшие практики» законодательства для развития территорий. В частности, будет создана экосистема для бизнеса, а все вопросы будут предполагают решать по системе «одного окна», когда инвестор по всем вопросам взаимодействует только с одной административной инстанцией. Усиленный «входной контроль» (проверка соответствия проекта установленным требованиям) обеспечит для инвесторов мораторий на проведение контрольно-надзорных мероприятий в течение 10-15 лет. Облегчит ведение бизнеса также упрощение таможенного администрирования в экономической зоне. Для резидентов будет предоставлять ускоренное возмещение НДС и стимулы по имущественным налогам. Кроме того, компании-резиденты смогут получить беспрепятственный доступ к закупкам сырья для переработки на внутреннем рынке и по внутренним ценам.

Как это будет реализовано

Авторы проекта, считают что потенциально «Транссиб 2.0» может стать самым экологически «чистым» проектом в мире, кроме того, за десять лет вполне может дать российской экономике более 5,5 трлн руб. прироста добавленной стоимости и 1,2 трлн дополнительных доходов в федеральный бюджет. Создание экономических зон в свою очередь к 2035 обеспечит производство продукции высоких переделов на сумму более 300 млрд руб. в год, а также сможет привлечь до 1 трлн руб. внебюджетных инвестиций.

Для строительства новой железнодорожной инфраструктуры и управления на новых территориях с особыми условиями развития, авторы проекта предлагают создать отдельную от ОАО «РЖД» единую управляющую компании. Уход от «РЖД» должен обеспечить рост конкуренции и эффективность перевозок.

Новая компания должна будет выступить концессионером при строительстве новой инфраструктуры, ее владельцем и оператором железнодорожных перевозок на маршруте. Компания будет также выполнять ряд функций на разных этапах строительства и эксплуатации нового пути от экспертизы проектной документации и организации, до управление подвижным составом на маршруте «Транссиб 2.0». Кроме того, компании придется управлять новыми экономическими зонами.

Для строительства новой железнодорожной инфраструктуры также потребуется заключение концессионного соглашения с Единой управляющей компанией. Согласно предварительным оценкам, в случае заключения такого соглашения пул заинтересованных федеральных органов исполнительной власти (Минтранс, Минэкономразвития, Росжелдор, Росимущество и др.) будет обязан выполнять ряд обязательств. В частности, предоставить управляющей компании необходимые земельные участки; согласовать строительство, утверждать документы о переводе земель из одной категории в другую, а также документации по планировке территории на основании таких документов и др. Также, согласно документу, единая управляющая компания будет владеть новой инфраструктурой 99 лет.

В чем проблема

Несмотря на широкие перспективы развития, авторы проекта отмечают, что предпринимаемые усилия для развития Ангаро-Енисейского макрорегиона недостаточны. Работу существенно тормозит отсутствие стратегического планирования. Как указывают аналитики, более чем два года с момента принятия Стратегии пространственного развития РФ стратегия округа не разработана, а основные усилия по реализации ключевых проектов связаны только с КИП «Енисейская Сибирь».

Проблемой является отсутствие единого центра принятия решений по вопросам развития макрорегиона: на данный момент они находятся в ведении широкого круга госструктур разного уровня. Для реализации проекта необходима разработка средне- и долгосрочной Стратегии развития макрорегиона, а также тщательный мониторинг ее реализации. Среди других требований: изменение системы управления макрорегионом, установление четкой иерархии целей и задач, а также индикаторов их достижения, возложение ответственности региональных властей за достижение этих целей, а также обсуждение стратегии и результатов ее исполнения с представителями региональных властей, бизнеса, экспертов, общественности.

Авторы доклада предлагают создать единый центр управления развития округом, ядром которого является Корпорация развития макрорегиона, которая могла бы поддерживать взаимодействие с органами управления, институтами, участвующими в развитии макрорегиона, и инвесторами.

Ускорить формирование нового экономического центра в Сибири, помимо уже упомянутых строительства «Транссиба 2.0» и создания особых экономических зон, также могли предоставление государственных гарантий для инвесторов и активизация работы институтов развития в макрорегионе. Кроме того, сработало бы и предоставление стимулов для привлечения населения в макрорегион, а также создание условий для переезда молодых специалистов, равно как и формирование там комфортной среды проживания, ведь главная цель «Русского ковчега» — это люди.

Новости и материалы
Кулеба порассуждал о справедливости, говоря о военнообязанных украинцах за границей
Подросток из Екатеринбурга угрожал сверстникам стрельбой в школе
В ЦБ описали сценарий повышения ключевой ставки
Звезда «Кухни» показал подросшего сына от Татьяны Арнтгольц
Правительство поддержит ипотеку на новых территориях и Дальнем Востоке
Оппозиция уверена, что Украина превращается в милитаристскую автократию
Суд изберет меру пресечения журналисту Forbes Мингазову в субботу
Названа дата суперфинала Кубка России по футболу
На Камчатке спасатели выехали на поиски людей в Охотском море
Мама спасшего людей в «Крокусе» подростка рассказала о звонке из администрации президента
Министр обороны Ирана рассказал о новом уровне отношений с Россией
В Польше обещали не лишать защиты украинцев без паспорта
Названа причина задержания журналиста Forbes
Правительство РФ предложило применять оружие против должников
Названы минусы внедорожника Lada Niva Travel
Названо лучшее вино для употребления с шашлыком
Нарколог Исаев: к шашлыку лучше взять безалкогольное красное вино
Шойгу рассказал об интересах России в отношениях с Пакистаном
Российский посол предупредил о возможной провокации Киева с отравляющими веществами
Все новости