Защита прав в онлайн-среде: как подать обращение Молодежному цифровому омбудсмену

В чем уникальность цифрового решения для приема обращений о нарушении прав молодежи в интернете

Главная цель любого омбудсмена, даже общественного, – защита нарушенных прав, предупреждение их нарушения и в целом отстаивание интересов определенной общественной группы, или же всего общества. Сегодня мы много говорим и слышим об опасностях в интернет-среде, о нарушении с помощью цифровых инструментов личных, социальных, духовных, экономических и политических прав. В большинстве моих выступлений и мастер-классов речь идет именно о том, как распознать цифровые угрозы, предотвратить их и защититься от них. И все это неспроста.

По данным Генеральной прокуратуры РФ, «только в прошлом [2020] году в России с применением информационно-телекоммуникационных технологий совершено почти три четверти всех видов мошенничеств (210,5 тыс., или 72,3%) и почти четверть всех зарегистрированных краж (173,4 тыс., или 23,1% среди всех видов краж)». Только вдумайтесь в эти цифры. А ведь все это – люди, права которых нарушены и которые, вероятно, во всем винят повсеместную «цифровую трансформацию».

Предотвратить нарушение прав проще, чем их защитить. Но не всегда превенция срабатывает.

В таком случае главный вопрос: куда идти молодым людям, чтобы их выслушали и помогли? Одной из таких «точек входа» призвана стать наша платформа по работе с обращениями – «ЦифроПомощь».

Планируется, что она будет доступна на официальном сайте Молодежного цифрового омбудсмена. Ключевая задача состоит в том, чтобы объединить наши усилия как представителей молодежи, обеспокоенных проблемой нарушения наших прав в цифровой среде, с усилиями представителей экспертного сообщества, готовых помогать тем, кто столкнулся с проблемой в сети. Мы нацелены на то, чтобы предлагать эффективные и оперативные решения реальных проблем.

Как работать с платформой

Все просто и интуитивно понятно. Сначала нужно выбрать один из тематических блоков. Всего их семь – от кибербуллинга до защиты данных. Если ни один из них не подходит, можно указать «другое». После этого нужно как можно подробнее описать произошедшую ситуацию и указать, насколько она влияет на ваше самочувствие.

Для обратной связи нужно оставить контактные данные: достаточно будет, например, электронной почты. При этом совсем не обязательно оставлять свои ФИО, адрес и другую персональную информацию, подать обращение на цифровой платформе можно анонимно.

После анализа обращения эксперты предложат пострадавшему своего рода пошаговую инструкцию, подскажут, как лучше поступить и/или в какой профильный орган можно обратиться, чтобы решить проблему. Они смогут проконсультировать и по другим важным аспектам: что делать дальше, как избежать возможных негативных последствий.

Кроме того, благодаря платформе мы сможем более подробно узнать о проблемах молодежи, возможных новых видах правонарушений и понять, насколько эффективно взаимодействуют социальные, правоохранительные и другие инстанции с молодыми людьми по защите их прав и интересов в цифровой среде.

Платформа «ЦифроПомощь» призвана стать «мостиком» между молодыми людьми, столкнувшимися с нарушениями прав в цифровой среде, и экспертами, институтами и органами, готовыми оказать им психологическую, правовую, организационную и иную поддержку.

Главное – не молчите, вступайте с нами в диалог и не бойтесь обращаться за помощью.

Автор – молодежный цифровой омбудсмен Дмитрий Гуляев.