Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Кризис ручной работы

Журналист

Мир навсегда изменился, жизнь уже не будет прежней, а какой — это пока непонятно, говорят все, от врачей и экономистов до футурологов. Будущее туманно, очертания новой реальности тоже туманны, и вообще все туманно кроме того, что надо «сплотиться», «не сдаваться» и «оставаться людьми».

Призывы, прямо скажем, не менее туманные, чем эта самая новая реальность, в которую на всех парусах несется корабль европейской цивилизации — довольно, как оказалось, утлый, а местами так и прогнивший аж до самого днища. Под «европейской цивилизацией» я, понятное дело, имею в виду не только Европу. Ну да ладно, бог с ним, с кораблем. Поговорим о пассажирах. Не тех, что пьют коктейли на верхней палубе — а они, поверьте, именно этим по-прежнему и занимаются, прерываясь для того только, чтобы рассказать, что мы все в одной лодке. Поговорим о нас, которые на той же лодке, но палубы другие. Которые второй и третий класс, и для которых переселение в трюм уже не кажется худшей из перспектив.

Для нас новая реальность не таит ничего нового. Мы станем больше работать, меньше зарабатывать, а еще многим из нас предстоит пережить тот факт, что мы не совсем те, кем привыкли себя считать. Или даже совсем не те, а какие-то совершенно другие существа, которым и жить отныне придется по иным правилам.

С богемой покончено.

Дело даже не в бессрочном запрете массовых мероприятий. И не в закрытых театрах, которые пытаются что-то делать онлайн, но это, конечно, гальванизация трупа. И не в отмененных кинопремьерах, фестивалях и концертах. Покончено с богемой как с образом мыслей и способом жизни, который был чрезвычайно популярен в последние десять лет среди людей, изначально от этой самой богемы сильно далеких.

Давным-давно в прошлой жизни, когда границы были открыты, нефть чего-то стоила, а интернет еще не стал единственным источником общения, было модно делать так: «Я понял, что впустую трачу жизнь в офисе, купил камеру и стал снимать, и теперь у меня выставка, и я счастлив». Или так: «Родители хотели, чтобы я стала стоматологом, но мое призвание — быть актрисой, я играю в экспериментальной труппе и собираюсь снова поступать в театральное».

Еще было модно делать авторские украшения, шить странную одежду, расписывать икеевские комоды и сбывать все это добро в виртуальных лавках или через социальные сети.

Вы вспомните, вспомните. Несколько лет назад у каждого из нас было полно знакомых художников, писателей, дизайнеров и прочих деятелей искусств.

Про них мягко язвили, мол, «Вера Кобылкина решила стать фотографом…». Им немного завидовали — это было принято, восхищаться теми, кто «сумел пойти за мечтой» и «изменить жизнь». И в конечном итоге их поддерживали — и добрым словом, и деньгами. Ну а почему бы не заказать авторский торт у хорошего человека, не заплатить за фотосессию знакомому знакомого и не купить самодельные бусы у симпатичной ролевички на «Ярмарке мастеров»?

Да, торт может быть кривоват, фотосессия страшновата, а самодельные бусы ролевичка собрала из китайских запчастей, но это, право, такие копейки, с нас не убудет. Во-первых, люди хорошие. Во-вторых, это же так приятно — иметь «своего» ювелира, кондитера, мыловара, не говоря о психологе или лайф-коуче, которых примерно в это же время расплодилось просто невероятное количество. Это как «наш мясник», или «наш семейный доктор», или даже «наш садовник», а мы как будто общество с традициями. Даже если это традиция покупать самодельные свечи у виртуальной знакомой, которая в добогемной своей жизни была аудитором.

Этот уютный крафтовый мир не был изобильным, но на прокорм хватало. Когда дела у кого-нибудь шли совсем плохо, призыв «давайте поможем», раскинутый по соцсетям, приносил богеме немного хлеба с маслом: благодушная публика охотно делилась.

Покупая что-нибудь ненужное, мы, в общем, прекрасно понимали, что просто подкармливаем голодного художника. Переводя небольшие деньги на какой-нибудь утопический проект, мы допускали мысль, что он никогда не осуществится, но не видели в этом проблемы. Ну нет так нет, с нас не убудет.

В последние несколько лет я наблюдала в Лиссабоне удивительный феномен: молодежь подалась петь фаду. Массово. Профессионально — хотя с этим можно и поспорить. Профессионально в том смысле, что это стало источником заработка. Они не занимались ничем, кроме пения, иногда, очень часто, это пение было откровенно плохим. Но за него платили, и на жизнь хватало: ну а что, туристов много, заведений много, а звезд мало, и все где-то гастролируют. И вот уже девочка, которая вчера стояла за аптечным прилавком, называет себя артисткой и ждет к себе соответствующего отношения. И получает его, потому что — ну пусть цветут все цветы. Ну хочет человек быть артистом — пусть будет. А спрашивать «где ты снималась?», «где ты выставлялся?» или «твою книгу купило издательство?» бестактно и неприлично.

И вот теперь, когда рестораны закрыты, туристов нет и денег нет тоже, этим милым ребятам, привыкшим считать себя профессионалами шоу-бизнеса, надо мучительно осознавать свое истинное место в этом мире. Например, попытаться вернуться за аптечный прилавок, молясь, чтобы это место еще не было занято.

Это касается всех, а не только фадишт и Лиссабона. Потому что никто и нигде не захочет или не сможет теперь покупать ненужное.

Потому что в новой реальности все это крафтовое, авторское, уникальное и ручной работы — роскошь, на которую больше нет ресурса.

Вот такая вот роскошь в виде куска «авторского мыла» и «крафтового варенья». Потому что роскошь настоящая-то никуда не денется, да и не делась, она все там же, на той самой верхней палубе, откуда нам кричат, что мы в одной лодке.

Возможно, это один из самых жестоких уроков, который преподнесет нам новая реальность — переоценка самих себя.

Нам придется найти в себе мужество признавать: я не художник, не дизайнер, не артист, но из меня может выйти неплохой водитель. Или няня. Или переводчик. Или бухгалтер, если я не потрачу все свои деньги на дурацкие курсы по продвижению личного бренда, а пойду и займусь чем-нибудь, что даст мне возможность зарабатывать.

Нам придется научиться говорить себе и тем, кто нам небезразличен: ты неплохо рисуешь, но на жизнь ты этим не заработаешь. Рисуй, пой, пляши и сиди за гончарным кругом в свободное от основной работы время. И да, работа — это то, что приносит тебе деньги и дает возможность оплачивать счета. Все прочее есть хобби, отдушина, развлечение — что угодно, но не работа.

Кто-то может найти в этом хорошее: развелось, понимаешь, бездельников, а заводы стоят. Кто-то скажет: настоящий талант пробьется в любом случае. А я пойду и закажу себе напоследок что-нибудь приятное и ненужное. Пусть будет память о временах, когда можно было махнуть рукой и добродушно сказать: да ладно, с меня не убудет.

Новости и материалы
ВСУ атаковали два детских сада Запорожской области
Фигурант дела о взятке замминистра обороны Иванову Бородин обжаловал арест
Ушедшую на почту и пропавшую певицу два дня ищут в Перми
Гуцул заявила, что в аэропорту Кишинева задерживают ее советников
Судья Федотов: игрока ЦСКА надо было удалить в матче со «Спартаком»
В художественной гимнастике переименовали элементы, названные в честь россиянок
Новая Nintendo Switch получит магнитные держатели контроллеров
Власти Оренбуржья объяснили задержки выплат пострадавшим от паводка
Работница российского банка спасла клиентку от телефонных мошенников
Симулятор ликвидаторов аварии на Чернобыльской АЭС выйдет в июне
В российском городе сдетонировало самодельное взрывное устройство
В Пентагоне назвали преимущество России перед Западом
Из App Store удалили программы для оголения девушек на iPhone
Стало известно, сколько рублей кабмин выделит Оренбуржью
Стала известна причина осторожной игры в матче ЦСКА — «Спартак»
Разработчикам Fallout предложили сделать следующую часть игры в России
Блогера-самбиста с Украины задержали за нападения на жителей Ростова-на-Дону
Булыкин назвал «Динамо» претендентом на чемпионство в РПЛ
Все новости