Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Человек-айфон

режиссер, публицист

«Как мне резко и полностью изменить мою жизнь?» Так был сформулирован вопрос в популярной социальной сети. Но прославился не сам вопрос, которым мучается каждый, а один из ответов: «Я вам скажу, как вам изменить вашу жизнь. Резко и бесповоротно. Очень просто. Надо сделать апгрейд вашего телефона. Смените iPhone на Nokia 1280».

Ответ получил рекордное число перепостов и лайков.

Измениться, стать лучше — базовое желание человека. На знании этого несомненного факта основана, например, работа любого успешного сценариста. Поэтому основное требование к герою фильма — чтобы он менялся. Но то в кино.

В жизни люди не меняются. Я, по крайней мере, ни одного изменившегося не видела.

Не меняются и приходят к своей законной могиле со своим осточертевшим горбом. Но вот на привычный, натруженный вопрос «Как мне изменить свою жизнь?» вдруг нашелся нетривиальный ответ: поменять новый айфон на старую нокию.

Опрощение, толстовщина — рецепты старые. Римский император Диоклетиан отказался от власти и отправился в провинцию, где прожил восемь лет в уединении и бедности. На все попытки убедить его вернуться к власти бывший всесильный повелитель отвечал знаменитой фразой: «Если б вы видели, какова капуста, которую я вырастил, то не стали бы приставать ко мне со своими предложениями». Его смиренное поведение, впрочем, не помешало действующему кесарю отравить затворника.

Граф Толстой, истомившись от сытой жизни, тоже устремился к естественному человеку Руссо. Сбросив обувь и костюм. Ибо легче верблюду пройти сквозь игольное ушко, чем богатому обрести мир в себе...

Насколько же айфон (то есть зависимость от интернета, от приложений, соцсетей, игрушек и вообще от техногенной цивилизации) формирует нашу жизнь, держит ее в плену? Насколько он меняет человека антропологически?

Когда-то Цветаева писала, что автомобили своровали у нас пейзаж. Конечно, своровали. Просто мы привыкли и не замечаем кражи.

Радио своровало у нас тишину. Телевидение своровало зрение. Дало картинку. Дало новости. Отняло истину. Соцсети украли общение.

Встретившись с друзьями, мы не поднимаем головы от телефонов, мы не можем смотреть фильм без перерывов на рекламу, не можем успокоить своих детей, не сунув им айфон. Мы так привыкли. И не чувствуем, что-то не так...

Однажды один несчастливый человек получил травму головы. А именно задней доли коры головного мозга, которая отвечает за обработку зрительной информации. После этого он ослеп. С глазами при этом все было в порядке. Что тут скажешь? Ужасно. Однако история еще страшнее. Он ослеп, но ни на что не жаловался. Он ослеп, но сам не знал, что ослеп. Он ослеп, но у него не возникло никакого ощущения потери.

Обследование показало, что вместе со зрением он лишился и самой идеи зрения. Он совершенно не понимал врача, когда тот употреблял слова «видеть», «свет», «изображение». Он полностью утратил зрительную память и способность формировать зрительные образы.

Это не антиутопия, не научная фантастика, не триллер. Этот невероятный и жуткий реальный случай описан в известной книге знаменитого невролога Оливера Сакса «Человек, который принял жену за шляпу». О разнообразных нарушениях личности при поражениях центральной нервной системы.

Удачно мне попалась на глаза эта книга. Все сразу встало на свои места. По аналогии с изложенными в ней примерами можно легко разъяснить все, что происходит с нами сегодня и вызывает недоумение.

Антропологи считают, что противопоставление большого пальца руки и остальной кисти сыграло решающую роль в эволюции человека. Новое поколение уже называют поколением самых быстрых больших пальцев, с младенчества натренированных на айфонах. Если добавить к этому тот факт, что мелкая моторика формирует интеллект человека, а писать ручкой мы уже давно не умеем — станет ясно, что рождение айфона будет иметь антропологические эволюционные последствия.

В книге «Человек, который принял жену за шляпу» описан и другой эпизод. Один известный профессор (после нарушения кровообращения в той же задней доле коры головного мозга) остался блистательным профессионалом, образованным человеком, прекрасно функционирующим. И даже большим шутником. Но он был лишен одной маленькой способности — способности эмоционального узнавания. Когда врач принес ему розу с просьбой сказать, что это, профессор отреагировал как машина, а не как человек:

«— Примерно шесть дюймов длиной. Изогнутая красная форма с зеленым линейным придатком.
— Верно, — сказал я ободряюще. — И как вы думаете, что это?
— Трудно сказать... — П. выглядел озадаченным. — Тут нет простых симметрий, как у правильных многогранников, хотя, возможно, симметрия этого объекта — более высокого уровня... Это может быть растением или цветком.
— Может быть? — осведомился я.
— Может быть, — подтвердил он».

Мандельштам писал, что «смертным власть дана любить и узнавать». Любить и узнавать — то, что определяет человека.

«Это очень просто — признаться в любви. Хоть тысячу раз можно... Control+С — Control+V — и готово». А это уже говорит современный подросток, герой документального фильма «Сетевой торчок». Фильм — участник конкурсной программы фестиваля «Сандэнс» и ММКФ этого года. Израильские документалисты Шоша Шлам и Хилл Медалиа сняли кино о принудительном лечении интернет-зависимости в Китае.

От разных людей я слышала историю, как маленький мальчик, увидев севшую на стекло бабочку, пытается характерным движением ай-сапиенса (i-sapiens, прошу прощения за новое неуклюжее слово) двумя пальцами увеличить изображение, и, когда не получается совершить это действие с живой бабочкой, ребенок впадает в отчаяние. Так будет развиваться цивилизация бесконечного расширения техногенного мира.

Георгий Померанц уже давно это сформулировал получше меня: «Одна из проблем, которую нельзя решить высокоточными ракетами, — миллиарды недорослей, недоучек, недоразвитков. Примитивные народы умели воспитывать своих мальчиков и девочек. Простая культура целиком влезала в голову, и в каждой голове были необходимые элементы этики и религии, а не только техническая информация. Естественным примером этой цельности оставались отец с матерью. Сейчас они банкроты. Тинейджер, овладевший компьютером, считает себя намного умнее деда, пишущего авторучкой... Культура, не нашедшая опоры в вечном, падет под напором перемен».

Фильм «Сетевой торчок» начинается с кадров тюрьмы — лагеря Дасина в пригороде Пекина. Здесь лечат интернет-зависимость принудительно.

Известно как лечат. Упал-отжался. Час сиди в коридоре на цыпочках с прямой спиной. Куда нагнулся! Назад! Тюремная жизнь, грубые окрики надзирателей, да еще на таком ненежном китайском. Решетки на окнах, построение в шесть утра. Холод, мрак. В клинике у них отнимают мобильники. Каждый по две недели сидит в одиночке.

«Мне больно, мне больно», — кричит игроман в ломке. Так начинается фильм. «А что ты натворил?» — «Я сидел в интернете».

Китай — первая страна, где интернет-зависимость признана клиническим расстройством и главной угрозой подрастающему поколению. Но вот мы уже поспешили сделать вывод: рассказа о репрессиях в тоталитарной стране и нарушении прав человека не будет. Ведь когда тебе показывают подростков, которые неделями сидят в интернет-кафе в памперсах, чтобы не отвлекаться на поход в уборную, и при этом сами считают, что с ними все в порядке, то идея принудительного лечения не кажется такой уж бесчеловечной.

«Я зря теряю время. Меня не нужно лечить», «Я тебе клянусь, что не буду играть больше пяти часов в день. Забери меня отсюда!», «Завтра будете рыдать над трупом!» — кричат дети родителям.

«Знаешь, что мы чувствовали, когда слышали, как ты колотишь по клавиатуре, и видели, что ты не моешься месяц?» — отвечают предатели родители, заточившие детей в лагерь.

«Области мозга, отвечающие за социальность, отключились. Вы боитесь общаться с людьми», — говорит директор лагеря.

«О чем ты мечтаешь?» — спрашивает режиссер у героя. — «О том, чтобы директор превратился в собаку». Этим детям не нужно ничего. Только интернет. Если они сбегают из клиники, то поймать их не составляет ни малейшего труда, и санитары неторопливо едут в ближайшее интернет-кафе, потому что беглецы точно там.

И только ты успеваешь подумать, что перед тобой какие-то испорченные роботы, хуже героиновых наркоманов, дети с полностью утраченной личностью, как тебе приходится удивиться еще один раз. Дети оказываются умными, ироничными, несчастными и выдают афоризм за афоризмом.

«По-моему, ты потерял связь с реальностью!» — говорит милейшая доктор. «Что такое реальность? — парирует главный герой. — Реальность — ненастоящая».

«Никакая это не зависимость. Никакая не болезнь. Просто это такое общественное явление» — этими словами сетевого торчка заканчивается фильм.

Возможно, у этой новой цивилизации будут свои плюсы...

Новости и материалы
В Венесуэле сообщили, что страна считает себя частью БРИКС
Выяснилась причина, зачем родители нагружают детей секциями и проверяют их телефоны
Депутаты поделились идеями насчет отдыха на майские праздники
Белоруссия прописала в военной доктрине недопустимость нападения на другую страну
Солдатам ВС Франции обещают солидное вознаграждение за участие в боях на Украине
В Пентагоне признали провал поставленного США на Украину оружия
Маркировку о вреде для природы предлагают наносить на пластиковую посуду
Советники Трампа обсуждают санкции против стран, уходящих от доллара
Белоруссия будет помогать союзникам военной силой
Большинство россиян на отдыхе доверяют только своей аптечке
Ракетную опасность отменили в Белгороде и Белгородском районе
В МИД прокомментировали заявления Польши насчет размещения ядерного оружия США
Ученые нашли огромную концентрацию кокаина в водах крупнейшего порта Латинской Америки
В финском городе дважды за неделю сорвали украинский флаг у здания мэрии
В Белгороде и Белгородском районе объявлена ракетная опасность
Россиянам рассказали о погоде на Первомай
Отряды «Хезболлы» нанесли удар по поселениям на севере Израиля
Стало известно, чем будут закупаться россияне на майских праздниках
Все новости