Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Блеск и нищета дистанционки

Ученый-политолог

В конце мая у нас в МГУ закончилась сессия. Дистанционно. Бесконтактно. Насовсем. Студенты и преподаватели зачехлили ноутбуки, снесли в металлолом зумы, скайпы и прочие тимсы, ставшие ненавистными за почти целый семестр, сожгли сотнелистные гугл-доки с дипломными текстами на ритуальном костре.

Я же отписалась от платной подписки на этот самый зум (который оплачивала каждый месяц себе из своих денег, чтобы вести лекции в университете), ибо у меня «в реале» нет потребности часами висеть на телефоне с видео 20 персон в трехсантиметровых окошечках по всему экрану.

Если человек за 40 минут бесплатного видеозвонка не смог мне сообщить все, что накопилось в душе, это не к зуму. «Надо было подготовиться», как говорилось в известном фильме.

И все это — на фоне радостных официальных рапортов из телевизора о том, что «в дистанте все спокойно». Так что же на самом деле стоит за «блистающим фасадом» полностью дистанционного высшего образования?

Каково оно там, по ту сторону ярких картинок презентаций, бесконечных стримов с безупречным гримом в выставочных интерьерах со случайно оказавшимся под рукой студийным светом, звуком и домашним специалистом по спецэффектам, работающим за еду?

С одной стороны, у многих сбылась мечта «жить в домике в лесу и вести трансляции под трели соловья».

Действительно, в дистанционном обучении выявилось много удобств. Например, не надо тратить деньги, нервы и локти на то, чтобы добраться до места действия. Учитывая, что многие преподаватели живут за городом или даже приезжают из других городов, это большой плюс.

Экономия расходов на маршрутку, проездной и электричку с лихвой покрывает траты на выделенную линию интернета, гарнитуру и даже ежемесячную квитанцию зума.

Для студентов тоже многое оказалось удобным. Так, всегда можно «поставить обучалку на паузу» или пересмотреть лекцию в записи в удобное (и свободное) время. И еще преподаватель может спокойно отойти пообедать тогда, когда хочется, а не по звонку, отбиваясь от вопросов «где взять программу семинара?». А картинки-слайды так и вовсе можно скачать и на досуге просмотреть, как комикс, старательно нарисованный натруженными руками креативно мыслящего профессора.

Некоторые студенты честно признавались — да, я записан на ваш курс, но посмотрю ваши лекции-семинары в записи, «когда доснимете сезон», а то переживать буду, чем же все-таки закончилась последняя битва идеалистов с реалистами.

При этом для многих студентов дистант оказался еще и более удобным форматом «выхода на сцену»: зачитывать в миллиметровую камеру ответ на семинаре или шерить слайды раскрашенной и мигающей презентации, которая «и так сама играет», гораздо спокойнее, нежели выходить к доске и говорить, глядя прямо в эти ледяные сто пар глаз в лекционном амфитеатре с грозно нависающим проектором и холодным микрофоном в руках…

Больше всех у меня на межфакультетском курсе отличились иностранные студенты (особенно китайские, японские и корейские): на каждый семинар они подключались аж за 15 минут до начала с профессионально играющей презентацией чуть не с голливудской анимацией. К моменту начала лекции у меня в онлайн-лобби уже толкались с десяток страждущих знаний (и зачета).

Обычно в «живом» формате семинара — с настоящими столами, стульями и даже электронной доской с дыркой для флешки — эту группу студентов невозможно было выкурить из окопов последних рядов аудитории, надежно защищенных «противопреподскими ежами» из стульев. А тут — «лес рук» и дивизия «терракотовых воинов дистанта» на плацу в полной боевой выкладке на клавиатуре.

Нашим местным «стрельцам» да витязям пришлось несладко — поди докажи коренным жителям сплоченного Самсунгленда, что сегодня твоя очередь выступать на семинаре.

Однако, как выяснилось на второй неделе дистанционно-прикладного обучения без отрыва от штатного расписания, «в пути кормить не обещали».

Во-первых, помимо лекций по расписанию по своей программе регулярно случались экзамены и пересдачи. И тогда надо было каждый день по звонку бежать в специально оборудованную домашнюю «скайп-зону», чтобы сидеть там по 5-6 часов с перерывом на валидол. После такого сидения в гарнитуре и выслушивания сотен ответов по истории начинали болеть спина, глаза и уши. (Не потому, что это уже невозможно было ни слышать, ни видеть, а просто оттого, что это физически неудобно и многие привыкли работать в аудитории стоя).

Во-вторых, выяснилось, что крайне мало кто из обучаемых (то есть «получателей образовательной услуги») и обучающих (видимо, «поставщиков» той же услуги, следуя логике) «заморочился» своевременным приобретением самой обычной…гарнитуры с наушниками и микрофоном. О том, чтобы просто поставить ноутбук или смартфон так, чтобы комиссия и сокурсники видели что-то, кроме образа подбородка и носа (вид снизу), подумали и вовсе единицы. Действительно, ты же «где-то там», по ту сторону экранчика, и какая разница, чего там видят все эти «преподы» и «сокуры».

Итак, дистант подкрался незаметно. Переход на онлайн-обучение у нас случился «по взмаху платка» — пришел приказ, его разослали всем-всем-всем и наутро «перешли в онлайн» всем полком, то есть факультетом. На дому.

Никакую технику преподавателям на дом не доставляли, рабочих пропусков не оформляли, факультет закрыли на амбарный замок (и подступы заросли злым чертополохом, как в сказке про спящую красавицу). Прорываться в замок вида «Университет» в противоковидных доспехах с клановым куар-кодом на груди и «клинком арбидола» наперевес как-то не хотелось (да и не пустил бы никто за пределы околозамкового рва Воробьевых гор). Поэтому пришлось креативить.

Было много юмора — добровольно и не очень.

Многие коллеги записывали лекции дома на фоне веселеньких обоев, всегда киногеничных котиков, кроликов и волнистых попугайчиков, а также детей и родственников, заглядывающих в камеру в самый разгар русско-турецкой войны.

Присутствие котика в эфире значительно поднимало охват, цитируемость и фотографируемость экрана вне зависимости от сложности темы. Верю в то, что и некоторые записи в чате лекции были сделаны именно ими (котиками).

Эпизодическое появление вместо лица выступающего студента или преподавателя пушистого хвоста питомца или «совместно карантинящих» родственников разного калибра с вопросами в стиле «А у тебя прямо лекция, да?», «Я только за зарядкой пройду, ок?», «Где мои носки???» и эпохальным «Ты еще долго ТАМ? А то мне тут по важному делу звонить должны» создавали столь необходимый саспенс, интригу и придавали происходящему неповторимый колорит.

Некоторые участники театра лекционных действий отказывались включать камеру наотрез, ибо «меня выгнали на кухню с моими онлайн-семинарами, а тут кастрюли и недоеденный пирог». Но были и продвинутые пользователи с функцией размытия фона и наложением видов мальдив, альп и прочих кордильер в виде фона для выступлений.

Правда, во время государственных и не очень экзаменов, где надо «показать чистые руки без шпаргалок», все эти кордильеры были под запретом.

Вроде бы все шло хорошо. Зум-совещания запускались по графику, презентации грузились, студенты коннектились. Но мне все равно чего-то не хватало. Например, большого ярусного зала, огромной пятиметровой доски во всю стену, возможности «говорить руками» и считывать реакции зала на голос и слайд, рисовать схему цветными фломастерами и мелками. И вообще «быть в моменте» со своей аудиторией, которая пришла ко мне, на меня, на мои выстраданные картинки презентаций, видео из хроники с известными персонажами и вообще «на мой голос».

Мне не хватало не просто живого общения, о котором уже много написано и выплакано — возможности позвать активного студента «на сцену» и отдать ему или ей зал целиком, без сценария, реквизита и кордебалета. Чтобы он\она могли «взять зал» и попытаться с ним поработать на своем собственном выступлении в стиле ТЕD при полной свободе в рамках университетского устава.

Сложно научить студента выступать в зале на публику, когда скайп-зона ограничена габаритами комнаты, а то и кресла, а аудитория представлена картинками да виснущими каждые полминуты квадратиками телефонных видео с квакающим звуком.

Еще тяжелее, чем «гуманитарщикам», пришлось преподавателям искусств. Кидать батманы у холодильника и тянуть шпагат на подоконнике, конечно, можно и нужно, но не у всех дома есть специально оборудованная балетная студия с высоким потолком, станком и профессиональным покрытием под пуанты, не говоря уж о персональном концертмейстере.

Последним как раз пришлось еще хуже — как, например, преподавателю музыки научить кого-то играть на фортепиано (а также арфе, флейте и барабанной установке), держа кисть, локоть и подбородок правильно, в бесконтактном и бездушном скайпе, даже если рояль удалось заснять целиком?

А вокал? Посмотреть заученный и спетый относительно правильно номер из учебника можно в любом медиа-проигрывателе и даже на ютубе, а вот как этому научить, не имея доступа к живой трепещущей диафрагме?

Просто сказать — спойте упражнение номер 6 на странице 22 и киньте мне в вотсап? Тогда на выходе получим не оперного певца, а ситуацию «Мне в подъезде сосед Баха напел, ужасно не понравилось!»

Как поставить руку скрипачу и выворотность стопы балерине, когда нет никакого доступа ни к этой руке, ни к этой стопе, которые можно и нужно ставить под правильным углом исключительно вручную?

Честный ответ — никак. И никакие стримы, эфиры и записи тут не помогут. А уж о парной и командной работе в любой дисциплине, постановке руки художнику и скульптору, обучении плаванию и чему угодно еще, подразумевающему обязательный жизненно важный физический контакт, и вовсе говорить не приходится.

Знакомые яростно стримят видео с парусника о том, «как правильно ходить по лоции в условиях нереста тунца на Гибралтаре» с крупным планом завязывания морских узлов и перекидывания снастей где-то под Танжером. Но я не рискну взойти на борт к тем, кто учился управлять корабликом по телефону. Другие знакомые не менее вдохновенно рассказывают и показывают, как брать преграду орловским рысаком в огромном манеже пустого конно-спортивного комплекса — и их смотрят сотни людей. Это прекрасно и эстетически радует, но вот как потом доказать совершенно реальному, бьющему копытом коню в манеже, что ты-таки умеешь правильно работать шенкелями и посылать его в рысь без учета онлайн-голосования?

Онлайн-то стерпит, а вот насчет коня гарантий нет.

А еще выяснилось, что дистант бездушен и беспощаден. Это, конечно, безумно удобно преподавателям и администраторам при сдаче работ по графику: не загрузил файл с сочинением, видео пируэтов на парковке или не натыкал тест по экономике — все, ваше время истекло, портал закрыт. Экран медленно гаснет: «Вы слабое звено, прощайте». Компьютерную программу не уговорить, не умаслить и не разжалобить «а я не знал\не понял\не успел», «у меня кабель во дворе сосед перерубил лопатой» и «бабушка уронила кастрюлю на ноутбук и я остался без супа и ноута». Есть время прохождения теста, скорость ответа, время отправки дипломной работы — итога работы многих лет учебы — на кафедральный мейл или портал.

Но тут совершенно не учитывается фактор Человека. Действительно, никто не застрахован от того, что сосед с десятого этажа решил бурить нефтяную скважину через ваш потолок именно тогда, когда ты записываешь видео своего экзаменационного исполнения партии Ленского. Невозможно договориться (ну или хотя бы догнать) коммунальщиков с остро наточенной лопатой, перерубающих заветный проводок при проведении внезапных раскопок в поисках мозаичных полов дохристианской эпохи в садовом товариществе твоей карантинной дачи именно в момент твоего ответа на экзамене. (Случай реален — шум трактора и крики соседей, пытавшихся держать оборону, было слышно даже мне в наушники в другом городе).

Одна абитуриентка из-за сильных помех в эфире через много тысяч километров просто не смогла расслышать, спрашивают ли ее про Европейскую или же Евразийскую интеграцию, и в итоге пролетела с поступлением в университет в этом году. Обидно? Очень!

Так нужен ли дистант как форма обучения студентов и просто взрослых, которые решили получить первое или второе высшее образование, кандидатскую степень или повысить квалификацию для себя? Конечно, нужен. Но для большинства это подходит только как дополнительный формат и строго по желанию (и возможностям) как учеников, так и учителей.

И техника тут ни при чем. Просто образование — включая высшее — это не про прочитать сто книжек за 5-6 лет учебы, а про нечто другое. Это и про умение выдерживать стресс и работать со своими страхами выступления перед живой аудиторией. И про тайм-менеджмент. И про навык общения с преподавателями, сокурсниками и администрацией. И про «держать пальцы» за сдающего друга за стеной экзаменационной аудитории. И про умение организовать себе логистику — вовремя приехать и уехать. Да и просто про «быть в команде» и видеть по глазам. Общаться живьем, со всей своей уникальной невербаликой, которую не заменить тестом, видео и набором фильтров.

А еще дистант четко поделил всех действующих лиц высшего образования на «взрослых» и не очень. «Взрослые» и ответственные легко и быстро выстроили себе процесс обучения — от покупки гарнитуры, чтобы их было нормально слышно на семинаре и экзамене и не надо было постоянно кричать, нависая над ноутбуком и периодически прикладывая к нему ухо, дабы расслышать вопрос, до организации графика сдачи глав диплома научному руководителю без пинка из учебной части «сдай диплом или проиграешь».

Оказалось, что, как в бизнес-корпорациях, сотрудники с большим опытом работы и более высоким уровнем персональной мотивации легче адаптировались к процессу обучения других и вовлечения себя в этот процесс. Это те «мотивированные взрослые», которые сдавали дипломную работу не после звонка из деканата с уточнением номера приписного свидетельства, а аж в апреле — за месяц до официального срока.

Эти же «морально взрослые» студенты (которым от 16 до 23 лет) активно готовились ко всем семинарам и присутствовали живьем, активно задавая вопросы.

Иными словами, выяснилось, что онлайн-формат очень хорош для тех, кто привык не только учить и учиться, но и просто достаточно взрослый для того, чтобы самостоятельно организовать собственный график работы и, что самое важное, придерживаться его целый семестр.

Онлайн-формат высшего образования (и любого дополнительного) не подошел тем, кто либо «не привык учиться», либо еще недостаточно опытный и взрослый, чтобы организовать себе собственный график и не лениться его строго соблюдать.

Этим слушателям в бизнес-иерархии было бы комфортнее иметь так называемую «внешнюю мотивацию», исходящую от наставника, начальника или кого-либо еще, кто постоянно бы направлял, наставлял, вразумлял. А иногда просто вовремя заставлял идти и что-то учить или готовить.

Так что же получается? Можно ли научиться здорово рассказывать лекцию, склеивая виртуальную стенгазету из слайдов и закидывая «презу» в онлайн-хранилище? Возможно ли провести удачный опыт в химической лаборатории, когда у тебя в пробирке вместо реактива – креатив?

К чему же в итоге можно прийти при таком, казалось бы, черно-белом выборе. Нужен ли дистант как формат обучения после выхода из карантина целого отработанного семестра нерабочих дней?

Как дополнительный и внеклассный формат для отработки знаний и бесконтактных навыков, полученных в «нормальном» живом и контактном обучении дистант бесценен и безграничен. Но строго добровольно.

Нужен ли дистант как полноценный заменитель любой формы очного обучения по всем дисциплинам высшего образования? Нет, не думаю.

Подходит ли этот формат ответственным взрослым, принявшим взвешенное решение о необходимости прохождения выбранного онлайн-курса? Вполне.

Новости и материалы
В ЦБ описали сценарий повышения ключевой ставки
Звезда «Кухни» показал подросшего сына от Татьяны Арнтгольц
Правительство поддержит ипотеку на новых территориях и Дальнем Востоке
Оппозиция уверена, что Украина превращается в милитаристскую автократию
Суд изберет меру пресечения журналисту Forbes Мингазову в субботу
Названа дата суперфинала Кубка России по футболу
На Камчатке спасатели выехали на поиски людей в Охотском море
Мама спасшего людей в «Крокусе» подростка рассказала о звонке из администрации президента
Министр обороны Ирана рассказал о новом уровне отношений с Россией
В Польше обещали не лишать защиты украинцев без паспорта
Названа причина задержания журналиста Forbes
Правительство РФ предложило применять оружие против должников
Названы минусы внедорожника Lada Niva Travel
Названо лучшее вино для употребления с шашлыком
Нарколог Исаев: к шашлыку лучше взять безалкогольное красное вино
Шойгу рассказал об интересах России в отношениях с Пакистаном
Российский посол предупредил о возможной провокации Киева с отравляющими веществами
Девушка попала в реанимацию, выпив в аэропорту кофе из автомата
«Мебель дрожала»: жители Туапсе рассказали о землетрясении
Все новости