Размер шрифта
Маленький текст
Средний текст
Большой текст

Игорь Николаев

Бумеранг не пролетал?

Игорь Николаев о том, почему ВТО не защитит Россию от западных санкций

Санкции против России становятся все масштабнее и чувствительнее. Российская сторона, похоже, решила противодействовать санкциям через ВТО. На недавнем совещании с торговыми представителями РФ в иностранных организациях премьер говорил именно об этом.

Итак, какая у российской стороны аргументация и можем ли мы и вправду рассчитывать на защиту со стороны ВТО? Аргументация следующая: санкции, оказывается, — это протекционистские меры со стороны тех стран, которые их вводят. И нужны эти меры для того, чтобы в интересах вполне определенных компаний поддержать экономики своих стран.

Надо думать, такая точка зрения найдет своих сторонников. Но есть одна неувязка. Мы же говорили и продолжаем говорить, что санкции — это, типа того, бумеранг, который больно бьет по экономикам тех стран, которые их вводят. Но ведь не может быть, чтобы санкции одновременно были и бумерангом, от которого одни убытки, и экономически выгодным протекционизмом.

Тут надо определяться: то ли санкции — это бумеранг, то ли это выгода «в интересах совершенно определенных компаний».

А пока такой определенности нет, давайте попытаемся оценить перспективы разбирательств в ВТО с точки зрения защиты России от санкций.

Во-первых, не стоит успокаивать себя мыслью о том, что ВТО — это исключительно деполитизированная организация, что все ограничительные меры могут вводиться ее странами-членами исключительно по экономическим соображениям. В целях обеспечения безопасности, исходя из соображений «общественной морали» ограничительные меры вводиться могут, и это не противоречит правилам ВТО.

Сочтет ли ВТО санкции, вводимые против России, как раз теми самыми мерами, которые необходимы для обеспечения безопасности или (и) общественной морали? С очень большой долей вероятности именно так и будет.

Во-вторых,

недолгая история пребывания в ВТО, то, что и как делала наша страна, создают не самый благоприятный фон для благополучного для России исхода разбирательств по санкциям.

А история пока такая, что, не успев вступить в ВТО, РФ сразу стала довольно активно нарушать правила этой организации. Самая яркая история — решение российской стороны взимать утилизационный сбор при импорте легковых автомобилей (20 тыс. руб.) и грузовиков и автобусов (150 тыс. руб.) с 1 сентября 2012 года. А ведь этим защитные меры не ограничились. Были и другие небесспорные меры, хотя и не столь очевидно нарушающие правила ВТО: введение специальной защитной пошлины в размере 27,5% в отношении ввозимых зерноуборочных комбайнов, повышение ставок импортных пошлин на молочные продукты, на ЖК-телевизоры и т.д. и т.п.

Фактически при оценке итогов двухлетнего пребывания России в ВТО складывается впечатление, что мы туда вступили не для того, чтобы стать полноправным участником мировой торговли, и не для того, чтобы снизить экономические потери от антидемпинговых процедур в отношении российских экспортеров, и уж тем более не для того, чтобы повысить уровень конкуренции в экономике…

Если честно, получается, что Россия вступила в ВТО, чтобы бороться с этой организацией, демонстрируя заботу об отечественном товаропроизводителе.

Причем нарушали мы правила ВТО вполне сознательно, памятуя, что, пока идут все эти разбирательства, большие экономические выгоды получить можно. Это называется «под дурачка косили». И еще постоянно приговаривали: все так делают…

А многолетние внутренние противники вступления России в ВТО злорадно вопрошали: ну и что дало членство в этой организации? А что оно могло дать при таком-то отношении к этому членству?

И вот теперь мы вдруг встрепенулись: ВТО, защити нас от санкций! Похоже, что хорошая пословица «Не плюй в колодец...» была напрочь забыта. На что мы можем рассчитывать в такой ситуации? На то, что торговые представители Российской Федерации окажут здесь содействие?

Кстати, на упомянутой встрече с ними премьер напомнил, что указом президента недавно установлен новый статус торгового представителя, должность эта теперь переведена в высшую группу должностей государственной гражданской службы с соответствующим повышением должностного оклада.

Что же, можно, конечно, пытаться и таким образом активизировать работу с ВТО. Можно, как заявлял в июне 2014 года на Петербургском международном юридическом форуме премьер, привлечь несколько юридических компаний с целью обеспечения защиты России от санкций.

Но все это вряд ли изменит ситуацию, когда введение таких санкций не противоречит правилам ВТО, а история взаимоотношений с ВТО не располагает к благосклонности к России. Так что не стоит тешить себя иллюзией, что ВТО поможет России в противостоянии санкциям. Не поможет.

Автор — директор Института стратегического анализа ФБК