Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Коричневая сумочка

Журналист

Чудо – не чудо, но произошло это в канун 9 мая. За пару дней до. Чего-то вдруг я полезла разбирать старые залежи добра, которые оставила при переезде со старой квартиры. У каждого, наверное, есть такие заветные уголки, где сложены вещи, напоминающее о детстве, старой жизни, которые наверняка потом выкинут наши дети.

Среди такого старого хлама лежала бабушкина коричневая сумочка из кожзаменителя. Наверное, когда-то сумочка была маминой, потом вышла из моды, а выкидывать в СССР приходилось редко. Вещи жили собственной жизнью, переходя от одного владельца к другому, меняя, но не утрачивая свою потребительскую ценность.

Я никогда не рассматривала содержимое этой сумки. Помню, что сама положила в нее после бабушкиной смерти ее гребень, очки и кошелечек без единого рубля, но с кучей старых, советских монет. Я видела, что внутри сумки, в коричневом конвертике лежат какие-то бумаги. Наугад вытянула несколько, но поняв, что это молитвы, положила обратно. Мне они были ни к чему.

В этот раз, переворошив старые, истлевающие бумажки, я нашла там бабушкино свидетельство о рождении. 1910 год. Но главным был сложенный вчетверо листок в едва заметную клеточку, видимо вырванный из ученической тетради по арифметике. Я посмотрела на дату.

Письмо – а это было письмо с фронта, написанное карандашом, – было единственным письмом моего деда, Алексея Степановича, который был призван 24 июня 1941 года Дзержинским райвоенкоматом города Москвы.

На письме стояла дата 30 июня. Первое и последнее письмо, потому что уже 9 июля 1941 года мой дед попал в плен. Я узнала об этом недавно, пять лет назад, когда «Мемориал» нашел, где погиб и захоронен мой дед.

«Дорогая жена Клаша и дети Лида и Юра», – пишет Алексей Степанович. Ему 34 года, он из крестьян Владимирской области. Во время коллективизации их середняцкое хозяйство, где работали отец и мать, брат с женой и четыре сестры с мужьями, все не пьющие, привычные к труду, разорили, а мои дед и бабка переехали в Москву.

Дед работал каменщиком. Это был многовековой отхожий промысел для крестьян Ивановской губернии. Они пол-Москвы построили. Улица Большие Каменщики – про них. Дальше дед пишет, что они идут пешком куда-то в Латвию, что их страшно бомбят немецкие самолеты, что уже стало голодно.

Еще дед пишет, что они совсем не знают новостей. Нет газет.

Удивительный был этот Алексей, каменщик, крестьянский сын. В письме ни одной грамматической ошибки. Газеты любил читать и книги. Бабушка рассказывала, что у него в деревне еще было прозвище Лёша-книгочей.

Там он и попал в плен, на границе Латвии и Псковской области. Дед был опытный солдат, он прошел всю финскую. И даже не знаю, успел ли он «повоевать», была ли у него винтовка, чтобы сделать хоть один выстрел.

Уже пленным, также пешком, он прошел до первого лагеря, километрах в двухстах к северу от Берлина.

Оттуда в октябре его перевели в печально знаменитый Берген-Бельзен, огромный лагерь, где погибли тысячи европейцев, а среди них знаменитая еврейская девочка из Голландии, Анна Франк. Там погибло от голода и болезней 50 тысяч пленных красноармейцев. Тех, которые с моим молодым дедом попали в плен в первые недели войны.

Я побывала там, видела в музее леденящие душу фотографии изможденных молодых мужчин со славянскими лицами, которые сидели в вырытых руками ямах. Лагерь был около Ганновера, рядом с Северным морем, почвы песчаные, а потому рыть без инструментов все-таки было возможно. В музее мне рассказали, что многие красноармейцы пытались из того же песка соорудить крыши, но их засыпало.

Дед умер от голода через полгода. Их не кормили, или почти не кормили с того самого 9 июля, когда закончилась его свободная жизнь. А по сути и вообще жизнь.

Я представляю, как встречала 9 мая 1945 года моя бабушка, 34-летняя вдова с двумя детьми. Собственно, она не знала, что она вдова.

Она до конца жизни (а умерла она в 1988 году) верила, что ее Алеша жив. Он просто не может вернуться.

Она так и не вышла замуж, хотя возможности были. Бабушка была очень красивая. Как она встречала 9 мая? Наверное, и смеялась, и радовалась, и плакала, конечно. У нее на войне пропал муж, погиб брат и погибли мужья всех сестер. Просто выкосило.

Вот такое мое 9 мая. Со слезами на глазах.

Новости и материалы
Премьер-министр Словакии после операции находится в искусственной коме
Ксения Собчак показала винтажную сумку за полмиллиона рублей
Определился второй финалист Кубка России по футболу
Ким Кардашьян повторила культовый образ Памелы Андерсон из «Спасателей Малибу»
Над Белгородской областью уничтожены две французские авиабомбы
Прокуратура требует 17 лет колонии для 77-летнего ученого, обвиненного в госизмене
Вратарь ЦСКА получил тяжелое сотрясение в игре с «Зенитом»
Стало известно, как изменилась личная жизнь Джонни Деппа после скандального развода
В Минобороны Британии не увидели необходимости в отправке войск на Украину
Во Франции связали покушение на Фицо с его политическими взглядами
Яна Рудковская объяснила, как влезла в платье спустя три года
Начальника колонии в Орловской области заподозрили в превышении полномочий
Руководство ВСУ перебросило из-под Часова Яра одну из «элитных» бригад
Нападение на премьера Словакии стало первым в Европе более чем за 20 лет
Пьяный россиянин жестоко избил племянника из-за ссоры
Стало известно, какая длительность физнагрузок оздоравливает мозг
Найден способ выявления рака за семь лет до клинической диагностики
Иностранный футболист: Тюкавин может заиграть в Европе
Все новости