Ясно, что конспирология является внятным проявлением духовности - большим даже, чем привычные религия, культура или упражнения в познавании себя лично. Потому что все это - отдельные области, в которые а) надо переместиться, настроившись так, чтобы иметь там положенный тип сознания, б) отдельные, они отчуждают себя от текучки.
В случае же конспирологии налицо мужественное желание выяснить смысл происходящего в рамках происходящего. Что-то происходит, а зачем? Никто тут ничего не объясняет, а знать - хочется. В основе конспирологического чувства искренняя вера в то, что происходящее имеет смысл и производится на вменяемых основаниях - пусть даже зловещих и корыстных. Мало того, происходящее касается тебя лично, не может не касаться, имеет к тебе отношение, ну как же без тебя.
Возможно возражение: выискивание какого-то слоя действительности, в котором происходят действия, определяющие затем происходящее в быту - слишком инфантильно. Нет, не инфантильно, это просто экономия средств, позволяющая отфильтровать проблему.
Вот, например, кошки. Как-то они организуют свой социум, это очевидно. Тут, вместо того, чтобы выяснять то, какие особенности их организмов и психики обуславливают их коммуницирование, проще допустить, что у них есть еще одно, неизвестное людям пространство: кошачье, где каждый из кошаков представлен также некоторой небольшой кошарой или даже покемоном, неважно - и там они взаимодействуют, возможно даже - вербально.
Так и в гуманитарном случае следует предположить, что есть пространство, где и происходят смыслообразующие переминания. Конечно, мы не можем знать всех его свойств и правил - тем более, что оно возникает от умственного предположения. Но в своей вымышленности оно вовсе не мнимое, потому что действительно дает объяснения, не хуже математики. Вопрос лишь в том, чтобы правильно формулировать задачу, точно определять действующие сущности и правила их взаимодействий.
Кто, скажем, реально заинтересован в раскручивании термина «стабильность»? А ну как это какой-то портрет, висящий в коридоре 14 го корпуса? Висит, излучает это слово на весь корпус и немного за его пределы.
В этом есть нечто древнеримское по части бытового язычества, а еще - похоже на размножение окон в Explorer'е: любая новая ситуация открывает очередное окно, новую территорию. От конспирологических мыслей они будут возникать, размножаться, закрываться. Но все они - порождения одной структуры.
Далее, каждое из них может быть определено через какого-нибудь персонажа - не так, чтобы олицетворяющего его, но - должностью, совокупностью действий, желаний и т.п. - этот окно заполняющего. Он там локальный бог, с конкретной сферой ответственности и компетентности, ровно как у язычников. Этакий олицетворющий покемон, как нимфа, отвечающая за правильное истечение воды из источника. Политик такой-то отвечает за патриотизм, другой - за либеральную политику и т.п.
Ну а конспирологические версии, являющиеся прошениями невесть кому о ниспослании смысла, внедряют продразумеваемый ими план в действительность.
В посторонних такой мессидж прорастает, как водоросль, определяющая текучую действительность. А те, кто работает покемоном, оказываются теми, кем не являются, но должны быть, согласно консипирологическим ожиданиям. В каждом из них поселяется неизвестный для них самих червяк, производящий действия в конспирологическом пространстве. Что такое, например, премьер без такого worm'а? Просто человек в костюме.
Это что касается порядка вещей. Но у коспирологии есть и другая часть: ее потребление приносит глубокое удовлетворенние, она - акт наслаждения. Раз уж элемент тайного плана кому-то стал доступен, то это неспроста, - значит, судьба данного лица взята на учет и с ним все будет не зря. Психотерапевты уходят в ночные сторожа.