Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Родина бамбука

Празднование 150-летия Третьяковской галереи

Празднование 150-летия Третьяковской галереи входит в решающую фазу. Выставки, собрания из запасников и гастроли добавят праздника чеканке юбилейных монет и строительству самой длинной скамейки.

Конечно, только так говорится — решающая фаза. В действительности что могло быть решено, то уже давно решилось, а что не решилось, то от нынешних мероприятий не зависит. Поэтому правильнее будет выразиться — кульминация. Только не ждите потом развязки, ничего такого не предусмотрено.

Неуклонное движение от хорошего к лучшему — вот схема развития ГТГ последние годы. И дальше так будет, не сомневайтесь.

Отчего, спросите, постоянный прогресс и растущее благоденствие, несмотря на трудности? Не в последнюю очередь благодаря Валентину Алексеевичу Родионову, генеральному директору. Непростительно редко вспоминают у нас об этом мудром администраторе и человеке ренессансных достоинств. Хоть в юбилей есть повод обратить общественное внимание на эту фигуру. Без него многое могло быть иначе.

Именно Валентин Алексеевич открыл пресс-конференцию, призванную поведать о предстоящих торжествах. И то сказать, концентрация праздничных мероприятий ожидается весьма высокой. Некоторые из них будут адресованы всем подряд, например праздничные гулянья. Другие коснутся в первую очередь ценителей прекрасного — выставки и всякое такое. Третьи, как, скажем, торжественное собрание в Колонном зале Дома Союзов, станут уделом совсем уж немногих, но ведь, согласитесь, без этого юбилей слегка ущербен.

Кроме того, предвидятся сюрпризы, про них мы тоже упомянем. Если сюрприз не анонсировать, кто же из людей догадается, что их собирались удивить и порадовать?

Для начала о тех самых народных гуляньях, что пройдут 18 мая на Болотной площади и в Лаврушинском переулке. Как раз о них подробных сведений не имеется: подготовкой мероприятия занят городской комитет по культуре, который Третьяковку в свои планы пока посвятил не полностью. Обещали, впрочем, обилие духовности — музыку, литературные чтения, воздушные шарики. А уж как там будет устроено технически — с пивом или без пива, со скоморохами или обойдется, — надо проверять на практике. Гораздо больше информации о фестивале молодежных программ «Третьяковка next», который состоится 20 мая на Крымском Валу. Ожидаются «Движущиеся картинки» от малолетних детишек, граффити-джем от детей постарше, демонстрация мультимедийных проектов и выступление музыкальной группы «Каберне Денев».

Там же, на Крымском, разместится грандиозная инсталляция Александра Константинова. Это именно тот сюрприз, о котором заранее сказать больше нечего, известно только, что состоять он будет из восьми частей общей площадью 1200 кв. м.

Зная тягу художника к неназойливой геометрии, остается уповать на лучшее.

А вот другой сюрприз можно увидеть уже сегодня. Перед входом в здание музея в Лаврушинском переулке японский дизайнер Тетсунори Кавана заканчивает возведение инсталляции «Третьяковка без границ». Что можно отметить на стадии монтажа? Вещь внушительная. Восьмиметровой высоты конструкция, слегка повторяющая очертаниями знаменитый ложнорусский фасад, сделана, представьте себе, из бамбука. Причем не такого, с каким на рыбалку ходят, а строительного — каждая палка диаметром с бутылку шампанского и метра по три длиной.

Символизировать это сооружение должно духовный переход от будничного мира к возвышенному. Плюс еще некие коннотации, связанные у японцев с бамбуком, типа расти большой, не будь лапшой.

Тот же Кавана собирается сплести особый, икебанного типа венок для поднесения к монументу П. М. Третьякова 22 мая. Именно этот день и служит вехой для юбилейного отсчета: ровно 150 лет назад живописец Худяков выдал расписку, что получил-таки от Павла Михайловича задаток за картину «Стычка с финляндскими контрабандистами». С того момента коллекция русского искусства начала прирастать небывалыми темпами. Подробностей пересказывать не станем, их можно будет извлечь из выставки «Братья Павел и Сергей Третьяковы. Жизнь и деятельность», которая откроется для публики 24 мая. Отметим лишь, что уже при жизни братьев их собрания не умещались на стенах, сегодня — тем более. Посему в Новом Манеже с 19 мая будет работать выставка «Третьяковская галерея открывает свои запасники».

Назначение экспозиции явствует из заголовка: дать понять, что в закромах еще и не такое увидишь.

Наконец, о проекте «Музеи России поздравляют Третьяковскую галерею». Он какой-то уж очень сложносочиненный, но, бог даст, разберетесь. Несколько картин из Эрмитажа и Русского музея почему-то внедряются в постоянную экспозицию на Лаврушинском, а основной массив экспонатов из трех десятков региональных музеев составит отдельную выставку на Крымском Валу с 25 мая. Там еще проглядывает интрига насчет того, что когда-то многие вещи принадлежали Третьяковке, потом большевики перераспределили, а теперь вот произведения вернулись погостить, и т. п.

Если хотите совет — лучше не заморачивайтесь. Достаточно того, что ожидаются некоторые хиты вроде «Гефсиманского сада» Николая Ге или «Портрета княгини Орловой» Валентина Серова.

Но и этого мало. К юбилею кардинально переделана экспозиция ХХ века (как и почему, оставим сейчас в стороне, вопрос специальный), получены дары от корпоративных спонсоров, творческих союзов, частных держателей и даже, вообразите себе, от государства. В честь праздника выпущены юбилейные монеты, появились карточки МГТС с очертаниями музея. Город постепенно наводняют билборды и гигантские настенные постеры с репродукциями.

Чего же здесь не хватает? Правильно, международного масштаба. Поэтому 1 июня в Лаврушинском переулке предстоит построить самую длинную в мире скамейку, которую распишут полторы сотни художников.

Может, и не лучших в мире, но и не последних. Как раз сейчас эксперты уточняют предыдущий рекорд в области скамейкостроительства: хватит ли протяженности переулка, чтобы угодить в Книгу рекордов Гиннесса? Если да, праздник можно будет признать полностью и бесповоротно состоявшимся.

Что думаешь?
Загрузка