Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Перспектива счастья

Фотовыставка Владимира Мишукова «Культ семьи»

В Манеже открылась выставка Владимира Мишукова «Культ семьи». Менеджеры, охранники, почтальоны и водители троллейбусов представляют счастливую Россию, где есть много детей.

Тот факт, что выставка открылась аккурат сразу после президентского наказа улучшать демографическую ситуацию в стране, ничего не означает. Мишуков задумал «Культ семьи» два года назад, к «Серебряной камере». Как раз тогда случились два важных для фотографа события: он уже почти стал живым классиком (третий подряд Гран-при «Серебряной камеры» Мишукову за тогдашний неполный «Культ») и у него родился еще один ребенок, опять же третий по счету.

Вообще, в связи с «Культом» в голову так и лезут разнообразные подсчеты.


Каждая из представленных на выставке семей (а всего их 78) будто бы бравирует количеством домочадцев. В семье водителя троллейбуса пятеро детей, и все девочки. В семье предпринимателя тоже пять, но разнополых. Почтальон родил одиннадцать. Он, судя по всему, победитель в этой номинации.

Некоторые семьи, видимо, для количества брали в портрет бабушек, кошек, собак, цветы, а в некоторых случаях даже книги. В семье водителя троллейбуса из книг наблюдаются одни учебники для восьмого класса, что никак не умаляет его достоинств.

Небезынтересен процесс работы над проектом. Мишуков, как он сам говорит, не имел целью сделать некий социальный срез: почтальонов взять столько-то, охранников чуть больше (профессия популярная), а администраторов сайта футбольных болельщиков хватит и одного. Мишуков делал так: звонил разным знакомым и малознакомым семьям и предлагал им бесплатно сделать семейный мемориальный портрет. «Это скорее география удачных и неудачных телефонных звонков одного фотографа по Москве и Московской области, или, вернее, география 78 семей, открывших ему дверь».

Судя по всему, речь идет о рождении нового жанра — случайного портрета, портрета-лотереи.


Мишуков входил, семьи рассаживались. Причем интерьеры и наряды по задумке выбирали сами портретируемые. Кто побогаче, снимался на фоне ковров, хрусталя и румынских гарнитуров. Николай Бахарев, безусловный классик отечественной фотографии, на коврах, гарнитурах и их взаимоотношениях с хозяевами делал шокирующие постановочные триллеры. Мишуков же, работая с идентичным материалом, создал пастораль.

Многодетные семьи, к примеру, обязательно желали включить в портрет двухъярусную кровать. Типа хоть в тесноте живем, да не в обиде.

Тот же почтальон поведал фотографу, что счастлив он был, когда жил в коммуналке с женой и детьми в количестве тогда пятерых.

Снимая, Мишуков усаживался на корточки. Такой вроде бы стандартный фотографический ракурс выявлял удивительные вещи. Обнаруживалось вдруг, что цветок на подоконнике повторяет формой прическу мамы, а у папы носки собрались в глубокие складки. Видимо, резинка растянулась.

Эту перспективу Мишуков называет перспективой счастья. Примерно так видят мир дети, для которых мама и папа представляют собою единый объект.


Не важно, при каких обстоятельствах и в каких бытовых условиях это единение происходит. И есть ли в доме, скажем, элементарная стенка.

Похоже, в моду входит новое увлекательное занятие — делать среднестатистические портреты. К примеру, имеется среднестатистический портрет пользователя интернета, есть портрет жителя Лондона и т. д. У Мишукова получился обобщенный портрет жителя Москвы, в которой нет одиноких и бездетных. Путину, точнее Лужкову, наверняка бы понравилось.

Что думаешь?
Загрузка