Слушать новости
Размер шрифта
Маленький текст
Средний текст
Большой текст

Арт и дизайн

Центр современного искусства M'ARS

Броуновское движение к цели

Выставка лауреатов премии «Мастер»

Велимир Мойст

Выставка лауреатов премии «Мастер» Андрея Красулина, Юрия Норштейна, Франчески Ярбусовой и их предшественников — экспозиция здорового консерватизма.

Ситуация с художественными премиями выглядит у нас парадоксально: вроде бы их довольно много и с каждым годом становится все больше, а по ощущениям публики — словно и нет ничего. Поощрения в этой сфере весьма редко служат информационными поводами, да и стабильности здесь явно не хватает. Вчера предлагался один набор арт-премий, сегодня другой, завтра — следующий. В этой ситуации даже трехгодичный стаж следует рассматривать в качестве ветеранского. Именно столько существует премия «Мастер», вручаемая по результатам московских выставок.

В Центре современного искусства M`ARS прошла церемония вручения наград. Лауреатами стали Андрей Красулин, удостоенный симпатий жюри за свою прошлогоднюю персоналку в Третьяковской галерее, и Юрий Норштейн с Франческой Ярбусовой, которым достался спецприз прессы в связи с их ретроспекцией в Музее личных коллекций.

Особых вопросов вердикт жюри не вызвал: обе выставки в свое время звучали, а «Сказку сказок» вообще называли самым успешным и кассовым предприятием, осуществленным Пушкинским музеем за последние годы.

Да и сами по себе фигуры лауреатов, независимо от конкретных поводов для их поощрения, вполне годятся на роль мастеров. Правда, в случае с Норштейном и его супругой (по совместительству — художником-постановщиком) речь не идет об изобразительном искусстве в чистом виде. Однако следует признать, что анимация такого уровня определенно выходит за цеховые границы и может рассматриваться наравне со станковой живописью или графикой.

До последнего времени премия «Мастер» выглядела затеей несколько платонической: из решений жюри не следовало ничего, кроме почета для избранников. С этого года существует спонсорский пул.

Что, разумеется, резко поднимает статус события, сколь бы ни оставался важным моральный фактор. Увы, обратной силы это нововведение не имеет, поэтому прежних лауреатов можно было приободрить разве что еще одним моральным поощрением. Вероятно, именно такое рассуждение оргкомитета стало основанием для нынешней выставки — кроме новых победителей, свои работы представляют здесь и Нина Котел, и Константин Батынков, и Ирина Затуловская, и Виктор Пивоваров. Не забыт и первый лауреат премии, ныне покойный Михаил Рогинский: его живопись украшает один из залов.

Такая выставка, может, и не очень правомерна с точки зрения формальной экспозиционной логики — слишком уж разные авторы, зато очень весомым становится фактор того самого мастерства.

Как-то сразу понятно, что сбоев в работе жюри пока что не случалось. Все прежние предпочтения выглядят закономерными.

Возвращаясь к избранникам этого года: их показы в центре M`ARS представляют собой по сути дайджесты премированных выставок. Причем ни Красулин, ни Норштейн с Ярбусовой не стали демонстрировать непременно новые работы. Эскизы к «Ежику в тумане», «Сказке сказок», «Шинели», равно как и красулинские скульптуры-объекты из бронзы и его абстрактные композиции — вещи более или менее давние, что называется, из архива.

Вероятно, на ретроспективную ноту лауреатов настроило само название премии — дескать, надо показать что-то сложившееся, устоявшееся, а не опусы, произведенные пятнадцать минут назад.

А вот прежним обладателям приза показалось важным продемонстрировать именно новые произведения. Они как бы дают понять: на лаврах не почиваем. Показательно, что никто из экспонентов по-прежнему не берется играть в актуальные игры, но при этом и архаикой их деятельность не выглядит. Премия консервативна? Возможно, как раз такого рода консерватизм принято называть здоровым.

Выставка лауреатов художественной премии «Мастер». В Центре современного искусства M`ARS (Пушкарев пер., 5) до 30 июня.