Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

Зверские секты мракобесов

Летние новинки отечественной фантастики

Летние новинки отечественной фантастики демонстрируют неумеренную креативность российских фантастов.

Несмотря на то что книги Вадима Панова рекламируют в метро, их можно читать. Что многие и делают, в том же метро например. Если уж не повезло попасть к морю, где в качестве пляжного чтива фантастика давно и успешно соперничает с детективами.

Естественно, наступивший летний сезон издатели без внимания не оставили, выпустив несколько достаточно громких новинок, в том числе и «Поводырей на распутье» вышеупомянутого Вадима Панова.

Вадим Панов, если кто не знает, восходящая звезда Generation Next российской фантастики, ближе всего подобравшаяся к пятерке тиражных фантастов, поработивших читателей в 1990-х годах, — Лукьяненко, Перумову, Головачеву, Никитину и Белянину. Стартовых тиражей в четверть миллиона, как у Лукьяненко или Перумова, бывший радиоинженер Панов пока не заработал, но заявленные 50 тысяч разойдутся. Количество поклонников у создателя серии книг про «Тайный город» — альтернативную Москву, населенную «древними расами», надежно упрятанную в Москве сегодняшней, — исчисляется легионами. Если вспомнить, конечно, что численность римского легиона обычно колебалась в пределах пяти тысяч.

«Поводыри на распутье», кстати, к «Тайному городу», принесшему автору славу, никакого отношения не имеют.

Это вторая книга его нового цикла «Анклавы» — очередной попытки сотворить киберпанк с родным рязанским лицом. Относительно недалекое будущее, Земля, как положено, погрязла в перенаселенности и нехватке ресурсов, всеобщий торжествующий «люпус эст», чипы в мозгах — антураж знакомый, Гибсону салют. И посреди этого разгула высятся анклавы — немногочисленные уголки царства высоких технологий, экстерриториальные образования, контролируемые крупными корпорациями. Действие, естественно, происходит в анклаве Москва, иначе и быть не могло у самого московского из российских фантастов. Пусть глобализация набила бывшую столицу под завязку неграми, арабами и китайцами, без Сретенки и Волхонки все равно не обойтись.

В мире должно быть Загородное шоссе, а что по нему проходит граница между арабским и индийским секторами анклава — превратности судьбы.

О сюжете умолчим — а то вы сами не понимаете про интриги всесильных держателей контрольных пакетов, противодействующих им заговорщиков, битвы с бандами уличных мотоциклистов, взлом корпоративных серверов и таинственных незнакомцев со сверхъестественными способностями. Интрига держит, сюжет раскручивается, целеаудиторный читатель доволен. Все в русле отечественной традиции, наличествует даже фирменная фишка российской фантастики — спрятанные в тексте шутки из цикла «пользуясь случаем, хочу передать привет…». Так, в тексте «Поводырей» мимоходом поминается «знаменитый оружейник Андрей Уланов».

К нему и перейдем. Проживающий в Риге Андрей Уланов — еще один представитель того же самого второго постсоветского поколения наших фантастов — оружие действительно любит и знает. Настолько, что его недавно вышедший роман «Автоматная баллада» предваряется авторским уведомлением, где кроме прочего заявлено:

«И еще. Если вы не любите оружие — не читайте эту книгу. Вряд ли вам будет интересен рассказ о том, как оружие умеет любить».

Здесь автор, конечно, кокетничает. Души прекрасные порывы автоматов и винтовок отнюдь не единственная составляющая книги, и равнодушный к ствольным коробкам читатель вполне может найти в «Балладе» немало интересного. Тамошнее будущее еще ближе, но совсем иное. «Автоматная баллада» — классический постъядер. В улановской версии мира в начале 1980-х годов у кого-то из участников ядерной гонки не выдержали нервы, непоправимое случилось, европейская часть Советского Союза стала радиоактивной пустыней со спекшейся в корку почвой. И лишь на бескрайних зауральских просторах в условиях анархии выживает немногочисленное население из заматеревших бывших пионеров, состарившихся ветеранов афганской войны и прочих осколков «новой исторической общности».

В этой книге все множится на два.

Мало того что в книге два главных героя, что в центре повествования одиссея двух маленьких отрядов, один из которых движется к роковой точке встречи из пермских лесов, второй вышел из читинской тайги. Так еще и рассказ попеременно ведется то от лица людей, то от лица их оружия, которое имеет свой взгляд на мир. Ну, естественно, необходимый антураж постъядера — драки за сохранившиеся сокровища вроде медицинских шприцов или цинков с патронами, карликовые и диковатые республики и ханства, зверские секты мракобесов, животные-мутанты, гиблые Зоны и т. п.

И это разноцветье просто зашкаливает, словно авторы не книги пишут, а состязаются в изобретательности. Что вполне естественно: лихость и неожиданность сюжета являются цеховой ценностью в среде фантастов, в отличие от стиля и художественной проработки. Понятно, что в жанровой литературе увлекательность всегда будет на два корпуса впереди качества отделки. Так и в двух упомянутых романах: мир древних богов торчит из киберпанка Панова, как гвоздь из стула, постапокалиптические следопыты Уланова пугают постмодернистским юморком, фонтанируя аллюзиями и скрытыми цитатами. Все как в сегодняшнем кино: спецэффекты заменяют содержание.

Увлекательность увлекательностью, а как же памятник нерукотворный? С другой стороны, какой летом памятник…

Панов В. «Поводыри на распутье». М.: ЭКСМО, 2006
Уланов А. «Автоматная баллада». М.: ЭКСМО, 2006

Что думаешь?
Загрузка