Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Гоночный писсуар

В Москве открылся Салон изящных искусств

В Москве открылся Салон изящных искусств — тотальная распродажа Брейгеля, Гутова и прочего искусства всех времен и народов.

В 1917 году в Нью Йорке Марсель Дюшан влепил оплеуху общественному вкусу, предложив в качестве произведения на Салон независимых художников фарфоровый писсуар. Тогда вода из этого «Фонтана» навсегда размыла границы изящных искусств. И сегодня, в 2007 году, в Москве после Биеннале современного искусства, после Арт-Москвы, после громких открытий на Винзаводе одно только словосочетание «Салон Изящных Искусств» может показаться кому-то вызовом общественному вкусу.

Но это только на первый неискушенный взгляд. IV Международный Салон Изящных Искусств стартовал вчера в Манеже. И «стартовал» в данном случае не журналистское клише, а почти буквальное определение, так как чуть ли не центральным экспонатом выставки стали гоночные арт-авто BMW. Во всяком случае там наблюдалось наибольшее скопление VIP-публики, а выступление представителя компании BMW на пресс-конференции было самым длинным. С немецкой скрупулезностью и с акцентом Шварцнегера представитель, не жалея времени, рассказывал по-английски о красоте и качестве машин, производимых его компанией.

Вот так дюшановский писсуар превратился спустя 90 лет в роскошный гоночный автомобиль.

Вторым по значимости компонентом Салона стал ювелирный сектор. В этом году он значительно расширен. 22 мировых бренда представят здесь свои коллекции. Сектору отведен отдельный этаж. Это настоящее царство красоты и огромных охранников, неизбежных, впрочем, в таких местах.

Основная же часть - собственно изящные искусства и антиквариат. Атмосфера здесь царит безусловно пафосная. Но такой чинный, респектабельный антураж в местах, где продают антиквариат и «изящное искусство», так же неизбежен, как и охрана в ювелирном секторе. Кроме того, главным организатором Салона была швейцарская компания Art Cultural studio, которая невольно привнесла в это мероприятие европейский колорит спокойного несуетливого потребления прекрасного. Надо признать, что в данном случае претензии и реализация вполне совпали. «Салон Изящных Искусств» соответствует своему названию, и сделан добротно, с расчетом на определенную публику, без оглушающего шума и некой неряшливости, свойственной выставкам актуального искусства. Основная идеология здесь - бизнес. Поэтому основным критерием представленного товара (а иначе это, увы, не назовешь) является качество. Качество вне зависимости от направлений, стилей и эпох.

Такой подход диктует абсолютный художественный плюрализм, а потому галереи Марата Гельмана (признан в РФ иностранным агентом), Айдан, XL мирно уживаются с антикварными павильонами, бронзовыми статуэтками, салонной живописью и барочными буфетами.

Все, впрочем, старались. У Гельмана среди прочего представлен железный рельеф Дмитрия Гутова «Бог вина и медицины». Сделанный из ржавого железа и арматурной сетки, почти 2-х метровый рельеф выглядит, тем не менее, легким, ажурным и даже слегка эстетским, а загадочное название работы вполне способно удовлетворить интеллектуальные претензии потенциального покупателя, буде такие возникнут. На стенде «pARTner project Galler» представлена серия черно-белых фотографий Бориса Смелова, на которых он создает немного сюрреалистический (а, может, слишком реальный) мир полуразрушенных памятников, заброшенных лестниц, крыш старых домов и человеческих теней.

Кстати о тенях.

Галерея «Элизиум» предлагает на продажу коллекцию произведений русского-советского авангарда второй половины 20-го века. Здесь представлены Краснопевцев, Шварцман, Э. Штейнберг, Немухина, Инфантэ, Сидур и многие другие. Стоит такое собрание 2,5 миллиона - относительно недорого, если сравнивать с ценами на Sotheby`s. XX век вообще представлен широко и разнообразно. Здесь можно найти и рисунки Матисса, и Модельяни, и относительно много Шагала в основном позднего, Сутина, Фалька и немало современного искусства. Любителям классической живописи предлагаются полотна Питера Стивенса и Питера Брейгеля младшего. Есть, конечно же, много антиквариата - и черный, золотой крашенный комод Людовика XV, и вазы из голубого китайского фарфора, и раритетные географические карты ручной работы, и много других прекрасных вещей. Всю эту роскошь представляют 95 экспонентов из 13 стран.

Наверное, такое разнообразие арте-фактов и стран, их представляющих, неслучайно. Москва сейчас - горячее место. Деньги здесь пахнут нефтью, и на Западе чуют жирные барыши. Если уж и актуальное искусство стали покупать, то классику и антиквариат купят и подавно.

Но самое главное то, что вызывающая буржуазность и пищеварительно-потребительская интонация мероприятия странным образом действует успокаивающе. Откровенное признание коммерческого характера мероприятия выглядит обезоруживающей искренностью в сравнении с большинством московских художественных выставок, нацеленных на бизнес ничуть не в меньшей степени. А качество представленных на Салоне предметов в среднем достаточно высоко, чтобы просто получить удовольствие от их созерцания.

Что думаешь?
Загрузка