Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Похищение Европы Америкой

Выставка «Триста лет американского искусства»

Открылась выставка «Триста лет американского искусства» — грандиозный акт ностальгии, свидетелем повторения которого нам, вероятно, стать не суждено.

О выставке легко писать языком официальных передовиц: организована Фондом Соломона Р. Гуггенхайма в партнерстве с фондом американского искусства «Терра», приурочена к двухсотлетию установления дипломатических отношений между Россией и Соединенными Штатами, проходит под патронатом госсекретаря Соединенных Штатов Кондолизы Райс и министра иностранных дел Российской Федерации Сергея Лаврова.

«Вряд ли наше поколение увидит ещё одну выставку подобного масштаба», — констатировал Томас Кренц, директор Фонда Гуггенхайма.

Та же самая выставка может служить хорошим материалом для жёлтой прессы: Томас Кренц приехал на открытие на мотоцикле в компании ещё двух мотоциклистов — актеров Джереми Айронса и Дэнниса Хоппера.

При всем этом грохоте сама выставка, с одной стороны, действительно эпохальна и знакова, а с другой — по-человечески комфортна, своя чуть ли не по-домашнему. Ретроспектива — это ведь всегда между сентиментальной ностальгией и пафосом, и это особенно ощутимо, если пробуешь осилить выставку в один день.

Совсем не хотелось начинать говорить о размерах и значениях. Хотелось ровно о другом — о попытке обернуться.

Картины, отражающие триста лет искусства Нового Света, — всё это взгляд назад. Ретроспектива — из собраний Музея Гуггенхайма в Нью-Йорке, из венецианского музея Пегги Гуггенхайм, из Гуггенхайма в Бильбао, из Фонда американского искусства Терра, Вашингтонской национальной галереи, Художественной галереи Йельского университета, Художественного музея Беркли, что в Калифорнии, Нью-Йоркского музея современного искусства и частных собраний.

В разделах, посвященных ранним историческим периодам (колонизации, восстанию, становлению национального самосознания), там, где портреты Джона Коплина и Чарльза Пила, писавшего Франклина и Вашингтона, или неофитское писание природы Ашера Дюрана, Фредерика Черча, Томаса Коула, мысль о ностальгии ещё не превращается в навязчивую. Всё более или менее объяснимо: отцы-пилигримы вывезли в Новый Свет эстетические пристрастия Старого.

Следование европейской традиции было культурной парадигмой американцев, особенно среди южан, вплоть до окончания гражданской войны.

Кого-то потрясёт, но никого не удивит статуя Свободы. Она как в Париже, хотя и больше. Но всё равно как в Париже. Увеличенная копия — гипертрофированные, под стать масштабам континента, европейские идеи, уроки Старого Света, усвоенные последовательно, от стиля к стилю, от направления к направлению. Там, где в Европе культура решает вопросы собственной самобытности, Америка берёт, что нужнее, получая вливание новой крови после европейских катаклизмов вместе с иммиграционными потоками. Поколение американских импрессионистов — Сарджент, Уистлер, Чейз, Мэри Кессет — и вовсе не осваивает европейские уроки дистанционно, а учатся живописи в Европе.

Культурный ренессанс начался в живописи США после войны: изобразительное искусство предъявило миру «знак абсолютной свободы» — абстрактный экспрессионизм. На европейский вопрос, есть ли искусство после холокоста, ответил Новый Свет, и радикально, работами великих художников, среди которых Виллем де Кунинг и Джексон Поллок, то есть, те, что must see в экспозиции ведущих музеев современного искусства мира.

На Венецианской бьеннале 1964 года Гран-при присудили ньюйоркцу Раушенбергу: Европа нашла для себя, каким быть искусству — таким, как искусство, сделанное в Новом Свете.

Практически в это же время в Америке восходит суперзвезда поп-арта — Энди Уорхол. В Москву из Уорхола приехал «Электрический стул» — отличная шутка или гениальная насмешка организаторов. Поп-арт — притягательнейшее из искусств, повторение пройденного дадаизма, «заново найденные вещи» (привет Дюшану). Привычные, как телевизор, диван, гламурный журнал, комиксы и губная помада. Найдя родину в США, поп-арт стал государственным языком искусства Нового Света. Да так им, похоже, и остался: восьмидесятые опять повернули к предметной живописи. Жан-Мишель Баскиа и Кит Хэринг придали уличному искусству граффити статус музейного, а Джефф Кунс попытался соединить поп-арт с абстрактным экспрессионизмом.

«Все картины должны быть одного размера и одного цвета, чтобы никому не казалось, что его картина хуже или лучше», — так говорил Уорхол.

Почти сотня произведений. Триста лет. Никакого пафоса. Сплошная ностальгия по великой европейской культуре.

Новости и материалы
Еще в трех областях Украины объявили воздушную тревогу
Бундестаг обратил внимание на письма к Шольцу о прекращении конфликта на Украине
Эксперт озвучила экологичную альтернативу жидкости для розжига углей
Названы причины меньшего начисления пенсии
Британская AstraZeneca отзывает свою вакцину от COVID-19 после скандала
В США озвучили условия приостановки поставок оружия Израилю
США начали в Европе учения Astral Knight 2024 с участием 5 тыс. военных
Стоматолог предупредил, почему опасно ходить со старыми коронками
США и Румыния подтвердили готовность продолжать поддержку Украины
Шойгу поздравил российских военных, освободивших села Соловьёво и Котляровка
«Роскосмос» выразил доверие Маску в вопросе марсианских цивилизаций
Трамп обвинил Байдена во внешнеполитической некомпетентности
В Харьковской и Полтавской области произошли взрывы
С десяток солдат пострадали во время учений НАТО, прыгая с парашютами
Большинство россиян планируют ремонтные работы на весну и лето
В Белгороде и Белгородском районе объявили ракетную опасность
Более 35 тысяч жителей Воронежской области остаются без света
Макрона и Си Цзиньпина оставили без «русского блюда» из-за названия
Все новости