Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Маленький дурацкий спектакль

Интервью с Дмитрием Крымовым

Накануне премьеры своего спектакля «Корова» по Андрею Платонову известный режиссер и художник Дмитрий Крымов пообщался с корреспондентом «Парка культуры».

Партер зала «Манеж» театра Школы драматического искусства поверх сидений покрывает баннер – фотография зеленой травы с рекламы «Мальборо». 30 сентября на этом «косогоре» разместится зритель, который придет на премьеру нового спектакля Лаборатории Дмитрия Крымова. Театральный художник и режиссер три года назад создал команду комедиантов, состоящую из художников и актеров. И синтезировал новый театральный жанр, вынеся обычно закулисную работу художников на авансцену, втянув в нее актеров, втянувших в свои игры художников. Нынешняя премьера «Корова» по Андрею Платонову обещает некоторое отступление от эстетики предыдущих четырех спектаклей (за последний из нах — «Демон» — Дмитрий Крымов год назад получил премию Станиславского)…

— Прочтя рассказ Платонова в отрочестве, я, помню, плакала. Жалко было всех до одного. Вы обнаружили какую-то светлую сторону в «Корове»?

— Нет. Поплакать вместе со зрителем — вот и хорошо будет. Я сам во время читки в каком-то месте разревелся и попросил артистов дочитать. Это было довольно комично.

— Долго искали такого рода произведение?

— Впервые прочитал этот рассказ за месяц до начала репетиций. Был такой период, когда мне уже хотелось что-то ставить, а все мои идеи были в каком-то полуфабрикатном состоянии. Стал листать книжки, например, Лопе де Вегу. Искал нечто совсем другое, но вот наткнулся на этот рассказ.

— Полгода назад на мой вопрос: «Что вы собираетесь делать?» — вы ответили: «Маленький дурацкий спектакль»...

— Маленький не получился. Прекрасная сцена зала «Манеж» - довольно большая. Мы ее долго боялись. В большом помещении, когда ты делаешь мазок, чтобы быть видимым, он должен быть больше. По существу, спектакль, может быть, и является маленьким и дурацким, но в увеличенном масштабе. Поэтому, чтобы протянуть железную дорогу, приходится положить не одну железку, а пятнадцать.

— До сих пор в ваших спектаклях все технические приспособления были подчеркнуто примитивны...

— Спектакль «Корова» немножко сложнее. Потому что у нас оказалось чуть-чуть больше денег. И так интересно их использовать! Конечно, наше «чуть больше денег» несоизмеримо со стоимостью, например, спектаклей Лепажа! Как видно по его спектаклям, технологическая сторона может быть очень глубокой. У Лепажа — очень верно направлено «богатство» — такие проекции, такой свет, такие материалы… Нам денег не хватило бы и на дециметр такого оснащения. Кстати, Лепаж преподал урок того, что в этот «странноватенький» вид искусства позволительно вкладывать деньги, потому что он не становится от этого хуже. А еще урок того, как можно текст совмещать с визуальным рядом – и при этом странность может остаться. Замешать в кашу текст с визуальностью — моя мечта! Чтобы спектакль был не текстовой, но и не только картиночный. Лепаж этой смесью текста с высокотехнологичными художническими вещами меня вдохновил. А главное — душевность. И наша публика, как, очевидно, публика всего мира, очень этого ждет. Приятно, когда не холодно, а тепло.

— А во что обычно обходится постановка ваших спектаклей?

— Скажем, на «Демона» у театра не было денег, и его оплатил фестиваль Кирилла Серебренникова «Территория». Ни я, ни студенты из этих денег ничего не взяли, потому что мы получаем зарплату в театре. Нам дали восемь с половиной тысяч долларов, на эти деньги изготовлена вся материальная часть спектакля.

— Спектакль, который сегодня многие могли бы себе позволить поставить в качестве домашнего.

— Сегодня некоторые и оперные спектакли могут себе позволить, или балеты на льду. Восемь с половиной тысяч для спектакля — это очень немного. Спектакль сделан просто на коленке. На энтузиазме моих ребят и сотрудников театра.

— А каков дивиденд от «Демона»? При постоянном аншлаге…

— Балансирует на грани убыточности. В нем ведь очень много исходящего реквизита.

— На что живете?

— Проституция, наркотики, торговля оружием иногда (смеется). На самом деле, мои ребята героически живут на зарплату, которую получают в театре.

— В период работы над «Коровой» вы вместе со своими студентами-художниками успели сделать русский павильон на Пражской Квадриеннале-2007 и получить «Золотую Тригу» (в последний раз Тригу привез а Россию Давид Боровский тридцать два года назад). Чья была идея превратить павильон в очень состарившуюся квартиру?

— Моя и моих студентов.

— Скромничаете...

— Честное слово! Я очень нескромный человек, но здесь это — истинная правда. Я горжусь тем, что у некоторых моих студентов такие же мысли, как у меня. Нам четверым практически одновременно пришла в голову одна и та же мысль.

— Вы сами когда-нибудь жили в коммуналке?

— До четвертого класса.

— А студенты ваши имели об этом представление?

— Нет! Они даже пионерами не были. Я им как-то говорю: «Отдайте честь!», выяснилось, что они не знают, как это делается. Не знают, как маршировать, как на линейке себя вести.

— Почему же их так вдохновила идея прежней жизни?

— Пионеров отменить — еще не значит жизнь изменить. Кроме того, то, что мы сделали, можно воспринимать и как старую квартиру, и как старый особняк. Тема заброшенности, нерадивости, бесхозности. Там только проводка коммунальная — много проводов и имен под выключателями. А сама атмосфера — просто атмосфера запустения. Я думаю, что если проводку убрать, которая к разным штепселям ведет, то же самое могло быть в комнате если не у дяди Вани, то у его соседей. Ведь Чеховы в Мелихове жили бытово очень скверно. Сортир был на улице, обои опадали от холода. А в саду выращивали артишоки.

— А у вас к прототипу этого павильона отношение нежно-ностальгическое или резко-негативное?

— Очень двоякое. Нельзя не видеть некоторых вещей и не содрогаться от омерзения. Это нельзя любить. Но есть и вещи, которые нельзя не любить.

— Что мы потеряем, когда обустроим Россию?

— Не знаю, плохо ли это или хорошо, но мы ее никогда не обустроим. В этом – особенность этого места.

Новости и материалы
ВСУ атаковали позиции ВС РФ мягкой игрушкой на воздушном шаре
Генменеджер «Вашингтона» рассказал о несправедливости по отношению к Овечкину
Швейцария пригласила на конференцию по Украине папу Римского
Политолог перечислил последствия для Запада при отправке солдат на Украину
В Белгороде увеличилось число пострадавших при взрыве
Дорожный конфликт перерос в массовую драку в Краснодарском крае
Терапия светом может улучшить работу мозга на молекулярном уровне
Российский пловец: нас не считают за людей на Олимпиаде
Москвичам рассказали, когда ждать потепления
Мужчина рассказал, что не может довести жену до оргазма даже с вибратором
Умер режиссер «Новых бременских» Горленко
Дебютант UFC Махачеву: новый король идет
В Крыму произошел крупный пожар
Житель Владивостока без прав собрал 111 штрафов за нарушение ПДД и врезался в дерево
Выбор звука будильника на iPhone стал испытанием для пары
Храму Христа Спасителя передали чудотворную Казанскую икону Божией Матери
Швейцария пригласила партнеров РФ по БРИКС на конференцию по Украине
Тарасова оценила перспективы Малинина сделать пятерной прыжок
Все новости