Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

И в двери страшный гроб несут

Фестиваль «Территория» представил первые балетные спектакли

Фестиваль «Территория» представил первые балетные спектакли – «Вываливающихся старух» Ратманского и нечеловечески гибкого финна. На просмотрах публику мотало от нервного смеха до высокого катарсиса.

Обилие танцевальных проектов «Территории» призвано оправдать его девиз – «Тело в городе». Смысл девиза: наше тело маленькое, а город (имеется в виду мегаполис) огромный. Несоответствие масштабов угнетает вплоть до фрустраций и сдвига по фазе. Собственно, современная хореография есть ответ тела на давящую лавину общества, это социальный невроз, выраженный руками и ногами. И то, что данс-программу «Территории» открыли артисты Большого тетра во главе с худруком балета ГАБТа Алексеем Ратманским, весьма показательно. Припекло, значит. Достала-таки жизнь «наше классическое всё»…

Впрочем, Ратманского оттого и ненавидят консерваторы, что он как пришел руководить на Театральную площадь, так и начал вдалбливать академической труппе, что театр, даже Большой, – не музей древностей. Балетная молодежь оказалась восприимчивой и, зверея от перспективы всю жизнь провести в «Лебедином озере», пошла за амбициозным худруком. И не зря в проекте «Вываливающиеся старухи» собраны лучшие силы классической труппы. Эта работа показала, что балетное наследие получает от авангардных проектов стимул к развитию.

Оказывается, гармоничные арабеск и пируэт могут (а значит, должны) выражать не только музыку сфер. Они пригодны и для осмысления человеческой сумятицы, которая, как ни крути, ударяет нас чаще гармонии.

В балете Ратманского речь не о шести бабульках, отдавших концы на тротуаре, вылетев из окна в нетленном опусе Даниила Хармса. Бабулька наличествует одна, из другого хармсовского стиха. Хореограф опирался на дух сюрреализма в вокальном цикле композитора Леонида Десятникова «Любовь и жизнь поэта» для тенора и фортепиано, написанный по стихам обэриутов (за фортепиано на «Территории» отвечал Алексей Гориболь, а тенором был Марат Гали, чья игра голосом, затеянная с фонетикой стиха, заслуживает высоких похвал).

Ратманский, незаурядный танцовщик, сам выступил в «Старухах» и, хотя в кабинете быстро теряется упругость мышц, заставил пожалеть, что в принципе уже покинул подмостки. Его пронзительный персонаж, влюбленный в муху из стиха Николая Олейникова, увлек других исполнителей, будь то дворник, чешущий грязный затылок («Постоянство веселья и грязи») или герои «Жука» («воробей-еврей, канарейка-еврейка, божья коровка – жидовка»). Десятников (культовый, кстати, композитор современности, именно он написал знаменитую оперу «Дети Розенталя», удостоившуюся демонстраций «Наших» и разборки в Госдуме) назвал свой опус «трагикомическо-шаловливой вещицей».

Такая смесь – как навоз для урожая: хорошо стимулирует пластику. И любопытная история получается: абсурд, проверенный идеализмом балетной классики, уже не совсем абсурд…

Постановщик смешал в «Старухах» вульгарные бытовые жесты и тончайшие па, сплавил мещанские фобии и порывы к небу. Заодно спародировал кое-какие балетные хиты и выставил на пародию себя, смикшировав находки из своих постановок. Подсказки для хореографии он нашел в стихах. Достаточно взять строки из хармсовского «А я…»: «Дни летят как рюмочки, а мы летим как ласточки». Или его же «Пассакалию»: «Петров кричит «О Боже, Боже!» и на пол падает, убит. И гости мечутся и плачут, железный градусник трясут, через Петрова с криком скачут и в двери страшный гроб несут».

Кому-то не понравится несколько буквальный подход Ратманского к литературному тексту, но этот «кто-то» должен будет предъявить сходные претензии к финну Теро Сааринену. Продолжая балетные программы «Территории», финн показал «Человека в комнате» — соло, посвященное художнику-абстракционисту Марку Ротко, и «Охоту» — монолог на музыку «Весны священной» Стравинского. Сааринен отлично двигается: он учился японскому танцу буто, а это предполагает поистине нечеловеческую гибкость, хотя для неподготовленных зрителей скрюченный торс напоминает какой-то зловещий медицинский синдром. В буто можно час переносить тяжесть своих килограммов с одной ноги на другую, и у вас останется ощущение, что вес был меньше пушинки. Но, когда голое тело обмазывается красками из тюбиков, боди-арт ясно, чтобы не сказать прицельно, указывает на профессию лирического героя.

Персонаж второго балета, в одном лице охотник и дичь, прибегает (для концепции) к помощи стробоскопа и прочих технических достижений, но, изображая птицу, машет руками, как умирающий лебедь. Правда, при этом можно, затаив дыхание, следить за филигранной работой запястий и пальцев Сааринена: кажется, что они живут отдельной от тела и очень активной жизнью. Кому таких чудес мало, удивятся скрещиванию танца с кинотеатром: белая юбка танцовщика, она же оперение птицы, работает экраном, на который проецируется визуальный двойник. В общем, все по задумке кураторов «Территории»: перекресток сценических технологий плюс «борьба человека с обстоятельствами в агрессивной среде». И аплодисменты были бурные. Как говорил Хармс, «всякая мудрость хороша, если ее кто-нибудь понял».

Новости и материалы
Мощные видеокарты RTX 4090 могут сами по себе сломаться из-за своей тяжести
В Госдуме предложили расширить права полиции по поводу иностранцев
Пользователей Android предупредили о взламывающем смартфоны фейковом Chrome
Экс-игрок «Спартака» не исключил того, что Слишкович останется тренировать команду
Росстат уточнил оценку уровня бедности в России в 2023 году
Получившему условный срок в Киргизии бойцу СВО предоставят временное убежище
На чемпионате Европы по боксу отключили гимн России
Названы полезные продукты для поддержания молодости
МИД Таджикистана рекомендует своим гражданам не посещать Россию
Белый дом сократит выступления Байдена в вузах из-за волны протестов
Булыкин раскритиковал решение о проведении матчах «Ахмат» — «Сочи» после отравления у гостей
В московском музее современного искусства «Гараж» назвали причину обысков
Чиновника, сбившего под Киевом четверых человек, уволили
Ученые назвали озоновую дыру над Антарктидой угрозой пингвинам и тюленям
Хоккеисты отказались выходить на второй период игры международного турнира, проигрывая 0:17
В России зафиксирован рост спроса на подержанные Rolls-Royce и Bentley
В Росстате заявили, что безработица снизилась до нового исторического минимума
В Молдавии назначили первое судебное заседание по делу главы Гагаузии
Все новости