Народная мудрость «два лучше, чем один» для ума, может, и верна, но для отечественных кинопремий — недействительна. Они у нас, как йогурты в супермаркете, представлены в изобилии: и если критики сумели между собой разобраться, и «Золотой овен» плавно превратился в «Белого слона», по дороге ненадолго раздвоившись, но затем обретя-таки единую сущность, то национальных премий до сих пор целых две — «Ника» и «Золотой орел». Одна национальней другой. Казалось бы, подобный плюрализм только на пользу — лишний повод выпить, получить красивый приз и поблагодарить со сцены маму, к тому же здоровая конкуренция еще никому не вредила. Но нет, обе премии существуют в режиме враждующих племен. Кинематографисты раскололись на два лагеря: Михалков — Гусман, и тусуются каждый в своей песочнице.
Острота противостояния за 6 лет существования «Золотого орла», возникшего от нежелания Гусмана делиться «Никой» с Михалковым, уже поутихла.
Точнее, открытые боевые действия перешли в фазу холодной войны. Михалков с Гусманом больше не дают интервью, в которых открыто называют друг друга лжецами, но мелкие пакости себе позволяют. «Все эти птицы, рыбы и прочие животные лишь оттеняют старейшую и главную кинопремию страны», — сказал во время объявления номинантов «Ники-2008» Юлий Гусман. Впрочем, первый удар нанес Михалков, по личной просьбе которого «12» был снят с участия в двух главных номинациях «Ники» — «лучший фильм» и «лучший режиссер». Кроме того, с номинации «лучший фильм» был снят также «1612», сделанный на студии Михалкова «ТриТэ». И если «1612» — разухабистое фэнтези на тему российской истории, очевидно, не получил бы премию ни при каком раскладе, то с «12» вопрос более тонкий и неоднозначный. Может и победить, ну а если нет? Тогда успех Михалкова, получившего пять «Золотых Орлов» на своей кинопремии, выглядел бы, мягко говоря, подозрительно.
Ну и, разумеется, для Михалкова отказ от главных номинаций «Ники» — отличный способ продемонстрировать пренебрежительное отношение к премии Гусмана.
Михалков, говорят, уже выразил скромное желание, чтобы «Оскар» ему вручал сам автор «12 разгневанных мужчин» Сидни Люмет — какие тут, простите, «ники».
Между тем номинироваться на «Нику» отказался не только Михалков, но и Александр Сокуров, снявший с конкурса «Александру». Впрочем, Сокуров проигнорировал обе национальные премии, не дав «Александру» ни «Золотому орлу», ни «Нике», зато поучаствовал в «Белом слоне».
По времени вручения, а вручается «Ника» последней из всех кинопремий, премия находится в двойственном положении. С одной стороны, нужно изворачиваться и придумывать программу, отличавшуюся от уже состоявшихся премий, чтобы каким-то образом оправдывать свое существование, с другой — можно учитывать опыт своих предшественников. И «Ника» выбрала вполне логичную стратегию — изображать полнейшую кинематографическую объективность: ни тебе снобизма «Белого слона», решившего проигнорировать новый фильм Михалкова, ни трусости «Золотого орла», в свою очередь сделавших вид, что они не заметили «Груз 200» Балабанова.
В итоге номинации «Ники» выглядят средним арифметическим номинаций премии Гильдии кинокритиков и михалковского «Орла».
В категории «Лучший игровой фильм» соревнуются «Груз 200» Балабанова, «Монгол» Сергея Бодрова, «Простые вещи» Алексея Попогребского, «Путешествие с домашними животными» Веры Сторожевой и «Русалка» Анны Меликян. «12» Михалкова останется в конкурсе в категориях лучший актер (Сергей Гармаш) и лучшая музыка к фильму. На звание лучшей актрисы претендуют Маша Шалаева («Русалка»), Евгения Добровольская («Артистка») и Ксения Кутепова («Путешествие с домашними животными»). За звание «лучшего режиссера» борются Алексей Балабанов, Сергей Бодров и Алексей Попогребский.
Премию в номинации «Честь и достоинство» получит режиссер Георгий Данелия, уже получавший его на «Орле», а приз «За выдающийся вклад в российский кинематограф» достанется Александру Абдулову.
Вручение наград Национальной академии состоится 21 марта и будет транслироваться по телеканалу СТС.