Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Три луны над хрущевской Украиной

Премьера «Майской ночи»

Музыкальный театр им. Станиславского и Немировича-Данченко представил премьеру «Майской ночи» — дивную смесь из Николая Васильевича, Николая Андреевича и Никиты Сергеевича.

Через восемьдесят лет после Станиславского нынешний главный режиссер Музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко Александр Титель вновь обратились к опере Римского-Корсакова «Майская ночь». Опере из золотого фонда русской классики, столь любимой в раннем СССР за народность и простоту и по той же причине позже практически сошедшей с отечественной сцены. Поэтому почитающему классику Александру Тителю никакие реминисценции не помешали прочитать Гоголя и Римского-Корсакова, как в первый раз.

За открывшимся занавесом все вертикальное пространство авансцены занимает экран – водная гладь, по которой бегут черно-белые кадры кинохроники шестидесятых, отражающие достижения всесоюзной житницы — Украинской Советской Социалистической республики.

Сердце радуется – и лирическим пейзажам с кониками в ночном, и колосящимся бескрайним полям, и подсолнухам с кукурузой, и комбайнам, набирающим ход под стремительную, с чертовщинкой, коду увертюры, и поросям, и гарбузам…

Экран уползает вверх – и перед нами «тиха украинская ночь»: окаймленное темными контурами пирамидальных тополей на фоне черного неба озерцо, заросшее осокой и камышом. Высоко справа, за верхушками тополей, движется внушительных размеров месяц, а слева – уходящая вертикально под колосники лестница (помните, у Гоголя: «… у бога есть длинная лестница от неба до самой земли»?). Этой сказочной красоте, оказывается, есть место и в эпоху соцреализма – в русалочьем озере, под кваканье лягушек, кряканье уток, трель соловья и обильно падающие звезды жизнедействуют не только русалки, но, по сути, и все гоголевско-хрущевские персонажи. Этническую их принадлежность художник Владимир Арефьев обозначил венками, вышиванками и шароварами, в эпоху развитого социализма еще встречающимися на селе, хотя уже комбинирующимися с элементами одежды «как у городских»; особый шик — с пиджаками, увешанными медалями, и портфелями (у руководящих работников).

В этом геоисторическом пространстве существуют параллельно три жанра: лирический, комический и фантасмагорический.

Лирический обеспечен, конечно же, невероятной красоты и свободы тенором – Михаилом Векуа, выдающимся голосом которого, кажется, можно физически наслаждаться, даже слушая, как он поет гаммы. «Спи, моя красавица» — оперный хит на все времена, эталоном исполнителя которого стал когда-то Сергей Лемешев, — в дивном исполнении Векуа проникновенен буквально до слез.

Комедийно-бытовые эпизоды — не самое простое для оперных артистов – замечательно удались и «троице собутыльников» во главе с Головой («ворчащий» бас Леонид Зимненко), и Свояченице (Веронике Вяткиной) с косой-короной а ля Тимошенко, и особенно Каленику – Феликсу Кудрявцеву, чей великолепный бас ничуть не пострадал от самозабвенного гопака. Вообще, в мягкий украинский юмор зрителя погружают еще до спектакля, когда объявления про мобильные телефоны и третий звонок начинаются с «шановни пане и панове». Продолжается все в том же стиле: во время любовного дуэта из озера выплескивается громадный рыбий хвост, камень в Голову летит из оркестровой ямы, во время попойки с ополовиненной бутылкой горилки под капустку-огурчики-помидорчики в небо выплывают аж три месяца, а руку Комиссара в записке узнают по форме записки-пятерни.

Наконец, в финале озерцо, обрамленное с двух сторон сплошным витражом битых окон полуразрушенного дома, являет свою колдовскую суть: «застеколье» выпускает на берег хор русалок. А светящийся месяц, оказавшийся в руках у Левко вместо бандуры, и три его собрата на небе окончательно превращают лирическую комедию из колхозной жизни в фантасмагорию.

И колхозники братаются с утопленницами, а из болота вырастают розовые фламинго.

Новая «Майская», безусловно, хороша – зрелищна, занимательна и волнующа. Модно это или нет – мы подготовлены для музыки, замешанной на славянском фольклоре, на генетическом уровне. И в этом смысле музыку Римского-Корсакова можно считать азами восприятия оперы для начинающих меломанов. А песню парубков «Хлопцы, слышали ли вы» в исполнении Михаила Векуа, хора и танцевальной группы «ВОРТЕКС» люди, умученные агрессией англо-американской культуры, могут и посчитать предметом первой необходимости.

Новости и материалы
Губернаторам хотят разрешать продлять майские праздники
Экс-тренер «Вашингтона» объяснил главную проблему Овечкина
Автокомпания Chery назвала дату старта продаж нового Tiggo 9 в России
Dava и TSOY пришли на день рождения победительницы «Новых Звезд в Африке» Искандаровой
Российские военные ударили по месту запуска дронов ВСУ в Херсоне
Шойгу анонсировал скорое вступление Белоруссии в ШОС
На Украине подтвердили уязвимость танков Abrams перед российскими дронами
Пермяка осудили на десять лет за приготовление к поджогу военкомата
Полежайкин из «Папиных дочек» рассказал о съемках с инвалидностью
В Германии оценили последствия передачи ATACMS Украине
ИИ в «Авито» создаст продавцам тексты объявлений
«Вот бы быть его женой»: телеведущая о выступлении экс-супруга Волочковой перед Путиным
Cтала известна судьба долгосрочных накоплений при смерти участника программы
Стилист назвала самые модные джинсы сезона
Названо опасное заблуждение начинающих бегунов
Власти Херсонской области назвали потери ВСУ за минувшие сутки
На севере Харькова произошел взрыв
«Единая Россия» зафиксировала масштабные DDoS-атаки на сервисы партии
Все новости