Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Рисующий светом

Умер художник Май Митурич

Умер художник и книжный график Май Петрович Митурич-Хлебников.

Странная какая-то жизнь пошла. Нас неукоснительно информируют о каждом чихе певицы Имярек и непременно расскажут, куда поехал на летний отдых юморист N, а вот о том, что вчера состоялись похороны Мая Петровича Митурича-Хлебникова, журналисты «Парка культуры» узнали абсолютно случайно — из письма читателя. Художник скончался в понедельник, 1 июля, на 84-м году жизни.

Между тем, при всем уважении к труженикам эстрады, масштабы явления совершенно несопоставимы. Дело даже не в титулах, хотя их предостаточно: Народный художник РСФСР, лауреат Государственной премии Российской Федерации, серебряная медаль АХ СССР, медали и дипломы международных выставок, медаль Международной премии им. Г.-Х. Андерсена, кавалер японского Ордена Восходящего солнца, действительный член Российской академии художеств, академик-секретарь отделения графики, член Президиума Российской академии художеств и прочая, прочая, прочая.

Просто на человеке со странным именем Май как-то совершенно причудливо завязалась изрядная часть нашей культуры.

Он племянник знаменитого поэта, «председателя Земного шара» Велимира Хлебникова и вторую фамилию получил просто для того, чтобы не пропала, – он был последним из Хлебниковых, пусть и по женской линии. Его родители Петр Митурич и Вера Хлебникова были известными художниками, полномочными представителями того самого знаменитого русского авангарда начала XX века.

Он дружил с Барто и Чуковским, в книжную иллюстрацию его «затянул» Маршак, Паустовский называл его «проводником по чудесной стране, имя которой – Россия». Безусловный талант Митурича признавали все художники – от реалистов до концептуалистов. Наконец, его наверняка знаете и вы, если родились и выросли в стране с названием СССР, – детские книжки с иллюстрациями Митурича были, наверное, у каждого, Май Петрович оформил их более сотни.

Стезя художника была написана ему на роду, как он сам говорил, «в такой семье я был обречен им стать». Но профессиональная работа началась далеко не сразу. 17-летний Митурич-Хлебников ушёл на войну добровольцем в ноябре 1942 года, закончил ее в Берлине, а демобилизовался только в 1948 году. При этот на вопрос «Вы, кажется, воевали?» неизменно отвечал:

«Я не скажу, что воевал. Я не был на передовой.

К началу войны я уже рисовал, поэтому меня использовали как художника. Из разных частей собирали людей во фронтовую бригаду художников, и я туда попал. Когда наша армия освобождала какой-нибудь город, мы были уже на подходе к нему с заготовленными плакатами, портретами вождей и маршалов. Город еще горит, а мы устанавливаем на главной площади плакаты. Так довелось повидать и Киев, и Харьков, и Курскую дугу, и Новгород. Работал в Берлине – на Александр-плац мы устанавливали портреты всех маршалов и Сталина».

После демобилизации был Московский полиграфический институт, а потом, как он сам рассказывал, «возникала группа начинающих художников: Виктор Дувидов, Юрий Копейко, Вениамин Лосин, Галина Макавеева, Евгений Монин, Владимир Перцов, Лев Токмаков, Никита Чарушин, Виктор Чижиков. Все младше меня. Так получилось, поскольку я служил в армии. Вместе с ними я начинал. Мы не грызли друг другу горло, жили по-дружески, вместе пробивались».

А пробиваться приходилось тяжело. Отец художника из-за резких высказываний оказался в опале — был объявлен формалистом и изгнан отовсюду. Это отношение распространилось и на сына, и Митуричу после окончания вуза удалось устроиться лишь в издательство, которое выпускало буклеты, листовки и плакаты о сельском хозяйстве и целине. Два года он рисовал кукурузу и подсолнечник, а потом все изменил случай. Май Петрович посещал студию при ЦДРИ (Центральный дом работников искусства), где однажды позировал Маршак. Нарисованный Митуричем портрет очень понравился Самуилу Яковлевичу, и несколько позже книжка чешских и английских песенок в переводе Маршака вышла с подзаголовком «рисунки М. Митурича».

Потом… Потом был успех.

За иллюстрации к книге С.Я. Маршака «Стихи для детей» в 1965 году М.П. Митурич-Хлебников получил серебряную медаль и диплом Международной выставки искусства книги в Лейпциге (ИБА-65), а спустя ещё два года за оформление книги К.И. Чуковского «Краденое Солнце» — серебряную медаль и диплом Международной биеннале иллюстраций детской книги в Братиславе (БИБ-67). Он стал одним из самых востребованных иллюстраторов детской книги.

При этом Митурич вовсе не был затворником, не вылезающим из мастерской. Скорее наоборот – как признавался сам художник, «в молодости путешествия по своей стране были у меня настоящей страстью. Побывал на Белом море, в Туве, на Камчатке, Курильских островах, в Средней Азии, Бурятии, на Памире, Алтае. Посетил и более двадцати зарубежных стран. Только в Японии был шесть раз. Когда рисуешь, пишешь акварель с натуры, то ничего не надо добавлять, придумывать, фантазировать. Работать же в мастерской по слайдам, по этюдам — этого я не делаю. Но сейчас, к сожалению, художники мало пишут с натуры, и это, по-моему, большой недостаток».

Помимо «неугомонности», всех очень удивляла «разноплановость» Митурича.

Может быть, именно многообразие впечатлений привело к тому, что художник пробовал себя едва ли не во всех возможных техниках: рисунок, акварель, живопись, литография, станковая и книжная графика, печатная гравюра, монументальная роспись, шелкография. В 1980–1983 годах Митурич вместе с художником Дувидовым исполнил роспись на двухстах метрах стен в московском Палеонтологическом музее и был удостоен за эту работу Государственной премии РСФСР и серебряной медали Академии художеств СССР. Кредо свое он сформулировал однозначно: «Я детства был воспитан так, что художник — это Художник, он должен уметь делать все. Леонардо был художником, но делал и вертела, и вертолеты. Я, конечно, не равняю себя с Леонардо, но настоящий мастер должен уметь многое».

А потом настали странные времена. Времена, о которых художник однажды сказал в интервью: «Мое поколение, как мне кажется, не очень вписывается в изменившуюся жизнь... В советские времена давление ощущалось, но я не назвал бы это цензурой. Многое зависело от главного художника издательства. Да, были и худсоветы с проработками. Но ведь худсовет состоял из художников! И те проработки были просто детскими шалостями по сравнению с тем, что сейчас с художниками делает рынок.

По-моему, издательства сейчас стараются находить художников, пусть уж они не обижаются, где-то под забором, с тем, чтобы очень мало платить.

Это очень печально, ведь то, что западает в душу в детстве, определяет представления человека на всю жизнь.

Теперешний рынок оказался суровее прежних консерваторов и душителей, которые уже вспоминаются с улыбкой. Так что я теперь «бывший детский иллюстратор»».

В 90-е годы Митурич уехал по приглашению в Японию, где его всегда любили не меньше, чем в России, и два года проработал на Хоккайдо. Потом вернулся, продолжал рисовать, но новые работы были никому не нужны – книги с иллюстрациями Митурича не издавались более 15 лет. Только в 2004 году издательство Фортуна ЭЛ выпустило две давно подготовленные им книги японских сказок и новый вариант его знаменитого «Маугли». Увы, никакого продолжения до сих пор не последовало.

Художник при этом никогда не жаловался: «Я действительный член Российской академии художеств, член ее президиума — и это дает мне какой-то прожиточный минимум. Поэтому считаю свою жизнь вполне благополучной. Многие мои друзья живут не очень хорошо».

Митуричу вообще не везло в последние годы – даже приуроченная к 80-летию персональная выставка в Третьяковке по времени совпала с первой масштабной выставкой Энди Уорхола, и мало кто из прорвавшихся посмотреть на отца поп-арта замечал у туалета еще одну вывеску: «Май Митурич. Рисующий светом».

Последняя прижизненная выставка Мая Митурича прошла в магазинах детской обуви «Весело шагать». Книги его по-прежнему не переиздаются. А художники продолжают уходить – пару лет назад совершенно незамеченной прошла смерть Геннадия Калиновского. Теперь вот – Май Митурич. Странные времена продолжаются.

Новости и материалы
ВСУ атаковали позиции ВС РФ мягкой игрушкой на воздушном шаре
Генменеджер «Вашингтона» рассказал о несправедливости по отношению к Овечкину
Швейцария пригласила на конференцию по Украине папу Римского
Политолог перечислил последствия для Запада при отправке солдат на Украину
В Белгороде увеличилось число пострадавших при взрыве
Дорожный конфликт перерос в массовую драку в Краснодарском крае
Терапия светом может улучшить работу мозга на молекулярном уровне
Российский пловец: нас не считают за людей на Олимпиаде
Москвичам рассказали, когда ждать потепления
Мужчина рассказал, что не может довести жену до оргазма даже с вибратором
Умер режиссер «Новых бременских» Горленко
Дебютант UFC Махачеву: новый король идет
В Крыму произошел крупный пожар
Житель Владивостока без прав собрал 111 штрафов за нарушение ПДД и врезался в дерево
Выбор звука будильника на iPhone стал испытанием для пары
Храму Христа Спасителя передали чудотворную Казанскую икону Божией Матери
Швейцария пригласила партнеров РФ по БРИКС на конференцию по Украине
Тарасова оценила перспективы Малинина сделать пятерной прыжок
Все новости