Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Труп позвал в дорогу

В прокат выходит «Тот, кто гасит свет»

В прокат выходит «Тот, кто гасит свет» — малоубедительная, но в то же время сулящая некоторые надежды попытка снять в должной степени страшный российский триллер.

Практикующий в Питере маньяк без спросу взял на себя функции некоего общегородского еженедельника-напоминальника, поздним вечером каждую среду убивая по девочке-подростку. Расследование ведет капитан Моисеев (Алексей Гуськов), которому душевная организация не позволяет разделять работу и досуг. Стены в квартире мужчины тематически облеплены фотоснимками жертв, протоколами вскрытия и посвященными маньяку газетными публикациями. По ночам он в режиме нон-стоп смотрит видеозаписи с допросами выловленных ранее душегубцев, засыпает под них одетый, жарит яичницу, но вместо нее питается главным образом таблетками для бодрости. В таких условиях трудно сохранять хотя бы внешнюю адекватность, желательную при походах на любую работу, и коллеги напрямки намекают герою, что неплохо бы ему отдохнуть:

«Тебя лечить надо, капитан!» — «Нас всех надо».

Тем более что в какой-то момент маньяка вроде бы ловят. Эффектно обезвреженный неподалеку от свежего трупа (ему сначала стреляют в ноги, а потом несильно переезжают фурой) плешивый собаковод кричит: «Я — Заславский, вы запомните то, что я сделал!» Он признается во всех убийствах, однако Моисеев не разделяет общего оптимизма и устраивает Заславскому допрос с пристрастием, в ходе которого выясняется, что тот никакой не маньяк, а просто алчущий чужой кровавой славы неудачник. Оперативники во главе с полковником генпрокуратуры Остыловой (секс-символ Екатерина Редникова в неожиданном образе), которой темпераментный сыщик по ходу совещания успевает порвать блузку, однако, спешат заявить о поимке убийцы.

Понять их можно, поскольку рассказ Заславского об обстоятельствах встречи с маньяком (оба случайно столкнулись в проходном подъезде, где хотели кокнуть одну и ту же девочку, но в итоге трогать ее не стали, а просто откровенно поговорили меж собой в темноте, и Заславский решил все взять на себя) не выглядит очень уж правдоподобным. Отлученный от дела Моисеев, собрав личные вещи (фотки со стены плюс темные очки, призванные в зимних условиях не столько защищать от солнца, сколько прятать красные от недосыпа глаза), отправляется в провинциальный Светлогорск, где, как выяснилось, произошло первое похожее по признакам убийство.

В советской журналистике такие командировки проходили под рубрикой «Письмо позвало в дорогу».

Третью за последнее время попытку снять полноценный отечественный триллер (до этого были вдохновленные японским кино «Мертвые дочери» Павла Руминова и хоррор Вадима Шмелева «С. С. Д.», где не обошлось без влияния «Пилы») можно считать относительно удачной — по крайней мере, на куцем фоне предшественников. Режиссер и сценарист Андрей Либенсон не только деликатно сгребает в одну кучку маниакальные идеи, наработанные мировым кинематографом, но и снабжает их ядреным национальным колоритом, заходя в этом дальше, чем Руминов со Шмелевым, тоже, естественно, прибегнувшие к русификации продукта.

Первоначально «Тот, кто гасит свет» (в съемочной группе имеет хождение шутка, что кино про Чубайса) имел тоже мало что объясняющее, зато смутно почвенническое рабочее название «Государь», а сплав цитат из «Обещания», «Бессонницы» «Молчания ягнят» и, кажется, даже «Терминатора-2» во второй половине картины оборачивается неожиданным «Грузом 200».

Без идеологической подкладки, зато с по-хозяйски размеренным милицейским беспределом и любовью персонажей к майкам с советской символикой.

Очевидные минусы фильма — в первую очередь, обычную для современного русского кино небрежность сценария, претензии к которой можно обозначить цитатой из горестного монолога главного героя: «Никакой связи, никакой логики, только трупы», — посильно компенсируют два несомненных плюса. Наделенный ярчайшим отрицательным обаянием актер Гуськов смотрится в роли странноватого следователя как влитой, и чувства окружающих, задумывающихся, а не он ли вообще-то маньяк, по-человечески очень понятны.

Вторым достоинством ленты является несомненное желание режиссера не только заимствовать чужие идеи, но и генерировать собственные. Эпизод, где девочка в холщовом мешке на голове убегает от преследователя с черной дыркой вместо глаза по обледенелому пирсу, не так-то легко забыть, да и эротическая сцена с участием Гуськова на готичном фоне из фотографий с трупами позволяет предположить, что в голове Андрея Либенсона обитают изрядных габаритов тараканы. А без них, как известно, по-настоящему творческому человеку никуда.

Новости и материалы
В ЦБ сообшили о переходу к сбалансированному росту во II квартале
В Брянской области умерла раненная при атаке дрона женщина
Разработчики S.T.A.L.K.E.R. 2 выпустили новый короткий трейлер
В ЦБ задумались над дополнительным регулированием платежей на маркетплейсах
Мужчина, пытавшийся потушить Вечный огонь на Поклонной горе, оказался на скамье подсудимых
Титов назвал футболиста «Спартака», который не соответствует уровню клуба
В мексиканском кафе 50 лет подают гостям суп из крысы
В Банке России заявили об усилении риска вторичных санкций
Замначальника УМВД сел пьяным за руль после дня рождения, его задержали
Движение «Я/мы Сергей Фургал» внесли в реестр экстремистских
Шеф Пентагона заявил, что F-16 появятся на Украине в этом году
Сотрудники ФСБ проводят мероприятия в московском музее «Гараж»
Назван клуб, больше заслуживавший победы в матче ЦСКА со «Спартаком»
В Белом доме раскрыли, сколько ракет ATACMS могут поставить Украине
В Центробанке РФ рассказали о дефиците кадров на российских предприятиях
Минобороны Эстонии передало Украине два патрульных катера
Звезда «Холопа» призналась, что ее вызвал психолог четырехлетней дочери
В Госдуме о дочери Машкова: «Не получила должного воспитания»
Все новости