Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Старик, ну ты ж понимаешь

Рецензия на книгу Сергея Соловьева «Асса и другие произведения этого автора»

Два тома мемуаров кинорежиссера Сергея Соловьева начинаются детством автора со Львом Додиным и отрочеством с Михаилом Роммом. Заканчиваются, естественно, «Ассой». Автор с титульного листа объявляет себя конформистом, раскланивается с каждым, о ком пишет, и сообщает о них с любовью та-акие подробности.

Соловьевская мемуаристика читается легко. И трудно поддается определению. Все как-то очень просто. Сидит перед вами блестящий рассказчик. Травит байки про свою жизнь. Может даже выпивает слегка для компании и куража. Говорит, как дышит. Тем не менее получается совсем не «Кино + ТВ». Не травля историй для смеха про киношную жизнь. Хотя и кураж есть, и смеха хватает. И раздумчивых менторских размышлений о себе во времени нет совсем. И, тем не менее, есть и кино, и люди, и смена эпох. И автор со временем. И ощущение, что перед тобой нечто большее, чем остроумно записанные воспоминания реального человека о реальных событиях и людях своей жизни.

Общепринятое деление текущей литературы на вымышленную («фикшн») и реальную («нонфикшн»), как и всякое деление, вычеркивает пограничное. И оставляет не у дел целый пласт отечественной постдовлатовской словесности, в которой автор произведения — его герой под своим именем. Толпятся в таких романах авторские знакомые — реальные люди и литературные персонажи в одном лице. Тут есть одна проблема. Рано или поздно встретишься с тем, кого вставил в свой роман под своим именем. Что-то надо будет объяснять.

Что-то вроде: старик, ну ты ж понимаешь, это все-таки литература. Не обижайся, в общем.

Сергей Соловьев, в сущности, занятый чем-то близким и пограничным (с другой стороны вымысла), себя возможности таких объяснений лишил. Жанром, именем, известностью тех, о ком говорит. Встретишься с Никитой Михалковым, бывшей женой Катей Васильевой, нынешней Татьяной Друбич, роман с которой начат был в ее школьном возрасте и расписан в книге по часам, и не скажешь же им на претензии: «Ну вы поймите, это литература…» А если говорить, думая об этих будущих встречах, — лучше вообще молчать. Иначе выйдет что-то вроде «Моей настоящей жизни» Олега Павловича Табакова, очень похожей на речь при вручении «Оскара», в которой положено благодарить всех, о ком только вспомнишь.

Уважительных слов и раскланиваний с ныне живущими и ушедшими в книгах Соловьева тоже хватает. Подзаголовком «Записки конформиста» Сергей Александрович эти экивоки и оправдывает, и начисто стирает, чтобы тут же изобразить своих персонажей, какими видит, и уж, кажется, безо всяких трепыханий и умолчаний. Говорит не без деликатности, но довольно прямым текстом. Тем не менее где-то здесь его литературный секрет и зарыт по-гоголевски. Потому что так автор вполне искренне и от насущной потребности признается в любви своим героям.

Собственно, именно о любви к тем, с кем жил и делал кино, и есть эти два увесистых и легких в чтении тома.

И о своем — о фильмах, замыслах, мучениях и открытиях — режиссер если и рассказывает, то по большей части через портреты, зарисовки и судьбы операторов, художников-постановщиков, директоров, актеров. Через Павла Лебешева, Георгия Рерберга, Леонида Калашникова, Татьяну Друбич, Михаила Ульянова, Африку и Гребенщикова.

В Соловьевских записках любовь без стеснения. В ней нет сомнений. И потому нет неловкости. В оправдании конформизмом не нуждаются ни рассказы о хмельном гурманстве с Никитой Михалковым во время съемок «Станционного смотрителя», ни эпизод, в котором Никита Сергеевич останавливает бесстрашно на скаку понесшую вдруг птицу-тройку, ни рассказ о мелковатой мести Иннокентия Михайловича или буйствах душевно смятенного Павла Лебешева. А также картины семейных побоищ с битьем посуды и жен, производимых на глазах пораженного Соловьева гениальным оператором «Зеркала» и « Мелодий белой ночи» Георгием Рербергом. И открытие истоков нынешней говорухинской госвальяжности, зарожденной по системе Станиславского Соловьевым при введении будущего кинодепутата и автора «Ворошиловского стрелка» в образ столпа новой российскости Крымова.

Есть еще один персонаж, в любви к которому тихо признается Сергей Соловьев. Это он сам, Сергей Соловьев, и есть. Любовь эта искренняя с прощением и пониманием, иронией и жалостью. Сцены заграничных приключений типичного «совка» Соловьева трогательны и смешны, как откровения окуджавского Отар Отарыча.

Для людей прошлого времени с духовной родословной шестидесятничества воспоминания — часто последний шанс отчитаться. О позиции в оппозиции прошлой и нынешней. О бескомпромиссности в ту или другую сторону. И, поскольку период новых времен растянулся уже на треть жизни, с однозначностью тут большие проблемы. Соловьев публикует свои разборки с тогдашним киноминистром Ермашом, запретившим съемки «Чужой белой и рябого», из-за чего режиссеру пришлось бежать в Казахстан и там снимать свое кино на казахском языке. И тут же приводит свой текст в защиту Ермаша на известном разгромном съезде кинематографистов. Выступить с той речью Соловьев на съезде не смог. Но текст, точно в оправдание, считает необходимым опубликовать двадцать лет спустя.

На «Ассе» в очерках прошедшего времени можно было бы поставить точку. На премьерных показах в ДК МЭЛЗ, где перед сеансами выступали Цой и Гребенщиков. А зал стоя подпевал песням с экрана. И в очередях за билетами писали номера на ладонях в ожидании перемен. Но точка не ставилась. Непредсказуемые перемены случились очень скоро. И одним из любимых Соловьевым пришлись впору. Другим — поперек горла.

Книги воспоминаний заканчиваются эпилогом-очерком о художнике постановщике «Чужой белой и рябого» Марксэне Гаухмане-Свердлове, названным «баобабом социализма». И таким вот отчасти примиряющим определением того, что происходило во времена последующих парадоксов и переломов с Марксэном и с другими соловьевскими героями — теми, кто выплыл, и теми, кто не смог: «…из нас уходит обаятельнейшая и ненавистная суть нашей жизни…»

Прощанием со странным и необъяснимым согласием с собой в том «проклятом мире» заканчиваются воспоминания Сергея Соловьева. И в качестве иллюстрации к сгинувшей парадоксальной гармонии с привкусом стокгольмского синдрома — история любви без взаимности импозантного художника Марксэна к актрисе-лилипутке, снявшейся в «Ассе».

Сергей Соловьев. «Асса» и другие произведения этого автора. Книга первая: Начало. То да се…. Книга вторая: Ничего, что я куру?». СПб. 2008. «Сеанс», «Амфора».

Новости и материалы
В РФ семьи с высоким доходом могут исключить из программы льготной ипотеки
Памятник советским солдатам сбросили с постамента в украинском Ровно
Школьница упала с лошади и очутилась в реанимации с разрывом почки
В Аргентине открыли новый вид проворных травоядных динозавров
Экспортную пошлину на золото могут обнулить
Петербуржец подстроил нападение на возлюбленную, чтобы ее впечатлить, но попал под суд
ВСУ обстреляли Белгородскую область
Эрдоган приедет в США в следующий раз
Ведущие пловцы мира готовят многомиллионный иск против WADA
Казанская полиция нашла дома у наркокурьера таз с мефедроном
В Пентагоне ушли от ответа на вопрос, может ли Украина победить Россию
ФИБА продлила отстранение российских спортсменов
ВСУ атаковали два детских сада Запорожской области
Фигурант дела о взятке замминистра обороны Иванову Бородин обжаловал арест
Ушедшую на почту и пропавшую певицу два дня ищут в Перми
Ученые научились предсказывать артрит по анализу крови задолго до его появления
Глава Гагаузии призвала главу МВД Молдавии уйти в отставку
Суд в Москве получил жалобу защиты Тимура Иванова на его арест
Все новости