Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Авангард поверх сарафана

Премьера одноактных балетов в Большом

Премьерой Большой театр объял три века танца. «Тройчатка» одноактных балетов собрана из гран-па балета «Пахита» XIX века, «Симфонии до мажор», сочиненной в послевоенной Европе, и «Русских сезонов», поставленных несколько лет назад. Вечер похож на современную абстрактную живопись, обрамленную двойной витиеватой рамой.

Старинный спектакль «Пахита» большевики запретили показывать в 1919 году как феодальный пережиток, и он канул в Лету, но гран-па из балета в постановке Мариуса Петипа как самостоятельный номер сохранился, впитав в себя вариации из других балетов и вставки возобновителей. Автор новой редакции, грядущий худрук балета ГАБТа Юрий Бурлака тоже взялся за восстановление, но захотел придать гран-па приближенный к оригиналу вид. Под оригиналом автор, изучивший хранящиеся в Гарварде записи текстов Петипа, подразумевает разумный компромисс. К примеру, костюмы восстановлены в старинном покрое и цвете, но сшиты из современных легких тканей. Декорации сделаны под дворец в барочном стиле «с перспективой». Вариации танцовщиц числом одиннадцать на музыку семи композиторов розданы примам Большого, в каждом спектакле их, вариаций, показывается семь — по выбору балерин.

Бурлака — толковый архивариус, не любящий глотать пыль веков ради вкуса самой пыли.

Он рассудил, что коли гран-па на сегодняшний день — исторически сложившийся пазл из опусов Петипа, то так тому и быть. Смотрите, зрители, прекрасную эклектику, групповой портрет русского императорского балета, и восхищайтесь. Постановщик, знаток старины, усложняет задачу артистам, чтоб жизнь им медом не казалась: в тексте много любимых в XIX веке мелких «заносок» ногами. Мужская вариация солиста взята из советских времен, потому что во времена «Пахиты» премьеры не столько танцевали, сколько красиво ходили, а сегодня без «выходной арии» солиста ну никак нельзя. Эта «ария» — несущая стена великолепной конструкции из дуэта прима-балерины с партнером, россыпи лукавых солисток и танцевального щебета канканирующих корифеек. Плюс детская мазурка и па-де-труа танцовщика с двумя подружками, оставшееся от первого действия балета.

Получился роскошный цветник, правда, некоторые растения в нем увяли.

Имеются в виду исполнители, которые далеки от парадности. Например, ученики столичной Академии хореографии в мазурке — зажатые, невнятно танцующие. Или грузно двигающаяся Надежда Грачева — маститая премьерша театра. Вообще «Пахита» — это такое танцующее яйцо Фаберже. Тут нужен благородный, а не выданный некоторыми купеческий шик. Сказанное не касается лучших — Екатерины Шипулиной, Дениса Медведева, Анастасии Горячевой и Екатерины Крысановой.

«Симфонию до мажор» подробно рецензировать не стоит: этот балет для ГАБТа не премьерный, он был поставлен несколько лет назад, то выпадал из афиши, то в нее возвращался. Но стоит сказать, что юношеская симфония Бизе вдохновила американского гения хореографии Джорджа Баланчина на «бессюжетный» опус в четырех частях для 48 артистов, которые, взятые вместе, организуются в дивный «Хрустальный дворец» (первое название балета). Российские исполнители считают, что танцевать Баланчина в принципе нетрудно: и у Петипа нашего классические па, и у вашего «мистера Би» тоже, даром что он родом из Петербурга.

Но тут зарыта большая собака.

Баланчин придумывал классический танец с учетом искусов XX века. В его скоростных балетах прежние па «переночевали» с синкопами, контрастными ракурсами, особой четкостью артикуляции пластического текста и отклонением тела от вертикальной оси. Но это богатство московские артисты игнорируют. Баланчин у них получается утяжеленный, смазанный, потерявший многие важные детали. Какой уж тут хрусталь! В лучшем случае богемское стекло.

«Русские сезоны» Алексея Ратманского стали главным украшением вечера.

Партитура Леонида Десятникова подсказывает, как ставить балет: композитор берет за основу фольклор, но препарирует его для нефольклорных музыкальных инструментов и оперного голоса. Это ясная отсылка к всемирности. А тут еще название, в котором «Времена года» подразумеваются и в кавычках, как принятые в европейской музыке со времен Вивальди концерты, и без кавычек — как календарные периоды. Десятников, соединяя «прекрасно корявые» народные песни с европейским минимализмом, отголосками джаза и традициями Стравинского, назвал такое столкновение «сверхсюжетом» «Русских сезонов». Постановщик суть дела уловил отлично и этот «сверхсюжет» и выставил.

Хореограф, которого привыкли считать завзятым космополитом, показал себя тонким исследователем загадочной славянской души.

Персонажи балета, сентиментальные и героичные одновременно, состоят из шести пар солистов, распределенных по цветам этнографически нейтральных костюмов: дуэт в желтом, в красном, в зеленом… В «Пахите» создан образ кокетливой дамы, у Баланчина — сексапильной женщины, Ратманский же лепит портреты замечательных баб. И петрушек-кавалеров, причем неясно, кто это — настоящие мужчины или недотепы-ангелы. Чередуя тоску с весельем, народное гулянье с плачами, хореограф сочинил соло, дуэты и ансамбли, которые балансируют на стыке пафоса с юмором, а эмоционально в точности соответствуют пословице «долго запрягает, но быстро едет».

Балет был поставлен впервые в нью-йоркской труппе, американцы станцевали его здорово, но по-иному, не так истово и не так «повествовательно», как наши солисты.

Парадокс, но труппа Большого, которая любит разглагольствовать о классике как начале и конце всего, что им стоит танцевать, исполнила эту самую классику хуже, чем «продвинутый» опус хореографа, смело комбинирующего классику, модерн-данс и элементы народных плясок.

Уловив глубинную музыкальность Ратманского (в этом качестве он не уступает и великому Баланчину), прима Большого Светлана Захарова превзошла сама себя, продемонстрировав не только Богом данные изумительные линии тела, но и нешуточную способность к танцевальным «рыданиям» — под одинокую скрипку. Наталья Осипова ловко соединила академические па с неистовым «деревенским» темпераментом и «простонародными» движениями кистей, адекватными выдохам «ааххх» у солирующего сопрано. Поразил координацией Андрей Меркурьев. Да и другие участники спектакля-ансамбля танцевали как в последний раз — жаль, что перечислить всех виртуозов переливчатых эмоций нет возможности.

А что балет похож на колье авангардного дизайна, надетое поверх русского сарафана, так это, во-первых, модно, лучшие женщины так одеваются, а вторых, свидетельствует о хорошем душевном здоровье хореографа. Ратманский — на свой манер, конечно — внес вклад в обуревающий страну поиск национальной идентичности. Похоже, он нашел идеальный вариант. Сегодня идентичность или превращается в злобно оскаленное рыло, или должна быть именно такой — задумчивой и ироничной.

Новости и материалы
Стало известно о ссоре Харламова и Маслякова из-за КВН
Сотрудники латвийской авиакомпании не пустили в самолет россиянина
Названы эффективные способы взбодриться за рулем
В Белгородской области в четвертый раз за день объявили ракетную опасность
В ЕС считают, что Китай не заинтересован в том, чтобы повлиять на РФ по Украине
Звезды «Орла и Решки» стали родителями во второй раз
Над Белгородской областью сбили украинский беспилотник
Стало известно, как физическая активность снижает риск развития рака
Зять Трампа стал искать доноров для его президентской компании
Константин Хабенский вспомнил, как страдал от звездной болезни
В Ереване задержали пророссийского блогера Мику Бадаляна
Названа модель винтовки снайперов из охраны Путина на параде Победы
Володин обсудил с руководителями фракций ГД кандидатуру на пост премьера
Обновление до OneUI 6.1 сломало экран блокировки в смартфоне Samsung
Селена Гомес показала фото с бойфрендом и кольцом на фоне новости о беременности Бибер
Девушка-подросток из Челябинской области совратила пятиклассника
Анджелина Джоли пыталась настроить детей против Брэда Питта
Крис Пайн удивился отмене франшизы «Чудо-женщины»
Все новости